Изменения инструкция по бюджетному учету 157н: что нужно знать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения инструкция по бюджетному учету 157н: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2021 года действует новый порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2021 N 209н (далее — Порядок N 209н). Методические рекомендации по применению Порядка N 209н доведены письмом Минфина России от 29.06.2021 N 02-05-10/45153 (далее — Методические рекомендации). Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Счет 10536 Косгу 341 Что Относится 2021». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.
Списание материальных запасов: типовые проводки
Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам.
Изменения, внесённые в Инструкцию № 157н, уточняют порядок формирования разрядов 5 – 14 номеров счетов бюджетных и автономных учреждений (п. 21.2 Инструкции № 157н). Как и прежде, в разрядах 5 – 14 ставятся нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учёта.
Счета 401 41, 401 49 применяются в соответствии с учётной политикой и требованиями по раскрытию взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчётности (п. 301 Инструкции № 157н).
Также, как и раньше, в 2020 — 2021 годах нужно использовать бюджетные планы счетов: единый (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н) и частные (в т.ч. приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н).
Таким образом, учреждениям, которые исполняют полномочия по обеспечению граждан и организаций, нужно проверить порядок учета всех предназначенных для этого материальных ценностей и при необходимости перевести их на баланс.
На счетах 0 105 44 000 «Строительные материалы – предметы лизинга», 0 105 46 000 «Прочие материальные запасы предметы лизинга» учитываются объекты, поименованные на подобных счетах по учету иного движимого имущества учреждения (счета 0 105 34 000, 0 105 36 000), взятые в лизинг.
Перевязочные Средства На 105.31 Или 105.36 В 2022 Году Бюджет
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение рассматриваемых в вопросе материальных запасов с 2022 года в автономном учреждении могут быть отражены по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ и счету 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» при условии их приобретения в медицинских целях.
Обоснование вывода:
С 1 января 2022 года действует новый порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2022 N 209н (далее — Порядок N 209н). Методические рекомендации по применению Порядка N 209н доведены письмом Минфина России от 29.06.2022 N 02-05-10/45153 (далее — Методические рекомендации).
Согласно п. 11.4 Порядка 209н статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-349 КОСГУ, отражающими увеличение стоимости материальных запасов по объектам.
При этом отнесение приобретения отдельных объектов материальных запасов осуществляется в том числе согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2022 (КПЕС 2022), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2022 N 14-ст (п. 3 раздела II Методических рекомендаций). Согласно ОК 034-2022 (КПЕС 2022) рассматриваемые в вопросе материальные запасы относятся к группе 21.20 «Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях» класса 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях».
Кроме того, для оценки возможности отнесения перечисленных в вопросе объектов к материалам, применяемым в медицинских целях, могут использоваться определения и перечни, содержащиеся в различных нормативных актах.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Реестр медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке, размещается на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет (ч. 10 ст. 38 Закона N 323-ФЗ). В частности, данный реестр содержит такие наименования, как пипетка стеклянная травмобезопасная, лейкопластырь бактерицидный, перчатки латексные смотровые стерильные, растворы для дезинфекции, устройство для переливания растворов, спринцовка медицинская, маска марлевая медицинская четырехслойная нестерильная, салфетка спиртовая для инъекций.
Таким образом, рассматриваемые в вопросе материальные запасы являются медицинскими изделиями и, соответственно, могут быть отнесены к материалам, применяемым в медицинских целях. Следовательно, расходы на их приобретение в 2022 году могут быть отнесены на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ. Обратите внимание, что цель использования учреждение определяет самостоятельно. Соответственно, если какие-либо материальные запасы приобретаются в иных целях, отличных от медицинских, то подстатья 341 применяться уже не может.
В свою очередь, для учета материальных запасов предназначен счет 105 00 «Материальные запасы» (п. 98 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н)). Отметим, что приказами Минфина России от 28.12.2022 N 298н и N 300н внесены изменения в Инструкцию N 157н и Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 23.12.2022 N 183н, соответственно.
Согласно п. 118 Инструкции N 157н и п. 31 Инструкции N 183н на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п. Для правильного отнесения рассматриваемых материальных ценностей к конкретному счету аналитического учета прежде всего необходимо определить, к какому виду материальных запасов они относятся. Однако конкретных указаний, к какому виду материальных запасов могут быть отнесены рассматриваемые объекты, Инструкция N 157н не содержит. Поэтому для принятия решения о порядке учета данных материалов необходимо определить возможность их отнесения к «медикаментам» («лекарственным средствам»), «перевязочным средствам», исходя из определений и перечней, приведенных в нормативно-правовых документах, регулирующих данную отрасль.
Согласно п. 1 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747, к медикаментам относятся лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п., к перевязочным средствам — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага и т.п. Исходя из этого, дезинфицирующие средства вполне можно отнести к медикаментам и учитывать на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства».
Однако в отношении медицинских расходных материалов и инструментов, таких как системы одноразовые для переливания растворов, пипетки, спринцовка, маски, салфетки для инъекций, медицинские перчатки, лейкопластырь нельзя сделать однозначного вывода по отнесению их к медикаментам или перевязочным средствам.
Несмотря на это, стоит учитывать, что при ведении бухгалтерского учета учреждению необходимо обеспечить соответствие аналитического счета учета и подстатьи КОСГУ. Поэтому считаем, что если рассматриваемые объекты приобретаются учреждением в медицинский целях с отнесением расходов на подстатью 341 КОСГУ, то и счет учета следует выбрать 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства».
Таким образом, приведенные в вопросе материальные запасы в случае их приобретения в медицинских целях могут быть отражены по счету 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средств — особо ценное движимое имущество учреждения» либо 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средств — иное движимое имущество учреждения» в зависимости от категории имущества.
Также, ввиду неурегулированности рассматриваемого вопроса, рекомендуем автономному учреждению вести дополнительный аналитический учет материалов, отнесенных на подстатью 341 КОСГУ, но не являющихся медикаментами и перевязочными средствами. Кроме того, выбранный вариант учета следует закрепить в своей учетной политике.
Новые косгу по 340 в 2022 в бюджетном учреждении таблица
Однако с 01.01.2022 детализация этих статей предусмотрена законодательно, поэтому вносить какие-либо изменения учреждение не вправе.
Если он более 12 месяцев, то их отражают в составе основных средств, а если равен 12 месяцам или менее, то указанное имущество учитывают в составе материальных запасов.
С 1 января 2022 года учреждения госсектора будут применять Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2022 № 209н (далее – Порядок № 209н). Данный документ устанавливает единые правила применения кодов КОСГУ для ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности. Он разработан для гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов (рекомендаций) по статистике государственных финансов (СГФ-2022) и системе национальных счетов (СНС-2022), а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
В медучреждении, которое имеет в своем составе аптеку, ведется суммовой учет медикаментов и перевязочных средств, а количественный учет ведется в аптеке. С каждым сотрудником аптечного подразделения должен быть заключен договор о полной материальной ответственности (основание: постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).
Ответственный сотрудник аптеки должен отражать полную и достоверную информацию о поступивших объектах — их наименование, количество, стоимость и т. д. Указанная норма закреплена в пункте 14 Инструкции № 747 и подтверждена Минфином России в пункте 1 письма № 02-07-10/17036.
При этом всегда подлежат предметно-количественному учету этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты, а также ряд других медикаментов, входящих в перечень, утвержденный Приказом № 183н. Также предметно-количественному учету подлежит особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей.
В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с условиями хранения, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации на лекарственные средства, с учетом их физико-химических и опасных свойств, фармакологического и токсикологического действия, вида лекарственной формы лекарственного препарата и способа его применения, агрегатного состояния лекарственного средства.
При использовании компьютерных технологий допускается размещение лекарственных средств по алфавитному принципу, по кодам. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Также необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, а при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств. Об этом сказано в приказе Министерства здравоохранения России от 29 октября 2015 г. № 771 «Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей» ОФС.1.1.0010.15 и приказе Министерства здравоохранения и социального развития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
Отделениям (кабинетам) медикаменты и перевязочные средства отпускаются из аптеки в размере текущей потребности, а именно десятидневной нормы (п. 19 Инструкции № 747).
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры отпускаются в отделения согласно абзацу 3 пункта 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
Таким образом, особенности организации учета медикаментов устанавливаются локальными актами учреждения, например, в рамках сформированной учетной политики.
Отпуск медикаментов и медицинских расходных материалов в отделения производится на основании Требования-накладной (ф. 0504204) старшей медицинской сестре, которая является материально ответственным лицом. Она передает необходимое количество медикаментов на пост на основании листков назначения (постовые медицинские сестры несут коллективную материальную ответственность). Списание израсходованных медикаментов производится постовой медицинской сестрой в конце смены.
Аналогичное списание происходит в процедурных кабинетах, в лаборатории и т. д.
По окончании месяца старшая медицинская сестра формирует отчет о движении медикаментов и медицинских расходных материалов, который сдает в бухгалтерию датой, указанной в графике документооборота.
Аптечки экстренной помощи списываются сразу при выдаче их на пост.
Бухгалтером на основании отчета о движении медикаментов составляется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Выбытие и списание материалов
Отразите списание материальных запасов в бюджетном учете в следующих случаях:
- при продаже актива на сторону;
- при использовании в деятельности госучреждения;
- в связи с передачей в уставные капиталы других организаций;
- в результате стихийных бедствий, террористического акта, иных действий;
- в связи с безвозмездной передачей сторонним организациям;
- в результате непригодности, недостачи, хищения;
- при передаче работникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей;
- при передаче спецоборудования для выполнения НИОКР.
Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.
КВР |
КОСГУ |
Примечание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код |
Бюджетные статьи расходов с расшифровкой |
Код |
Наименование Основные нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказы Минфина № 209н от 29.11.2017, № 133н от 24.09.2021). Собрали все изменения КОСГУ на 2022 в одной таблице для бюджетных заказчиков:
По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2022 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021). Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списанияСписание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:
Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года. Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении. Пример На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат. Средняя фактическая стоимость 1 метра равна: (5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб. Общая сумма затрат на использованный ватман равна: 166,8 × 15 = 2 502 руб. Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.
Строительные материалыСогласно п. 11.4.4 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) строительных материалов, за исключением строительных материалов для целей капитальных вложений, относятся на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ. Таким образом, строительные материалы, приобретенные (изготовленные) в целях выполнения строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), следует отражать по дебету счета 0 105 34 344 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения». Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 34 347 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения». В то же время строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, приобретение ДСП, стекла, шурупов для ремонта мебели), следует отражать на счете 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения». * * * Помимо рассмотренных правил учета материальных запасов, в Методических рекомендациях:
Отдельные рекомендации посвящены переходным положениям ФСБУ «Запасы» при его первом применении. Виды материальных запасовНа счете 0 105×1 000 «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются государственными (муниципальными) учреждениями медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь, перевязочные средства и др. На счете 0 105×1 000″Медикаменты и перевязочные средства» независимо от отраслевой принадлежности учреждения или структурного подразделения учитываются спирт и дорогостоящие медикаменты. Порядок учета и списания медикаментов определен Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 № 747 по согласованию с Министерством финансов СССР от 25.03.1987 № 41 -31. По нормам данной Инструкции этиловый спирт и дорогостоящие медикаменты (а также ядовитые и наркотические лекарственные средства и новые препараты для клинических испытаний и исследований) подлежат предметно-количественному учету. В соответствии с указанными выше документами оперативный учет ведется с соблюдением следующих требований:
На счете 0 105×2 000 «Продукты питания» учитываются продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т. д. Специфика бухгалтерского учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего государственного (муниципального) учреждения или структурного подразделения. Как правило, продукты питания передаются со склада (кладовой) в производство на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). На счете 0 105×3 000 «Горюче-смазочные материалы учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т. д. В учреждениях, использующих различные виды горюче-смазочных материалов (ГСМ), должен быть организован их раздельный учет в зависимости от направлений использования (для нужд транспортного обеспечения, для обеспечения работы машин и механизмов, для отопления и т. п.). В транспортных подразделениях топливо списывается по фактическому расходу. При этом материалы в пределах норм расхода ГСМ на автомобильном транспорте, утвержденных в установленном порядке, списываются на счет учета расходов (при осуществлении приносящей доход деятельности — на счет учета себестоимости изготовленной продукции, работ и услуг); стоимость материалов, использованных сверх установленных норм, — на счет учета доходов с последующим восстановлением за счет виновных лиц или списанием за счет установленных источников. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте доведены в Методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. На счете 0 105×4 000 «Строительные материалы» учитываются все виды строительных материалов:
Общий принцип, который используется при отнесении материалов к строительным, заключается в том, что на счете строительных материалов учета отражаются все материалы, использование которых предусмотрено проектно-сметной документацией. Поступление строительных материалов в учреждениях отражается аналогично поступлению материалов общего назначения — по дебету счета 0 105×4 000 «Строительные материалы» и кредиту счетов учета расчетов и расходов. При строительстве или реконструкции, осуществляемой хозяйственным способом, израсходованные материалы списываются непосредственно на счета учета капитальных вложений. На счете 0105×5 000 «Мягкий инвентарь» учитываются следующие виды мягкого инвентаря:
В состав специальной одежды входят специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды). Предметы мягкого инвентаря при поступлении их в учреждение маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя. Мягкий инвентарь выдается в эксплуатацию по требованию-накладной (ф. 0315006). Пришедшие в негодность предметы мягкого инвентаря списываются с баланса учреждения с учетом сроков и норм износа по акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Списанные предметы мягкого инвентаря после утверждения акта подлежат утилизации и оприходованию ветоши. На счете 0 105×6 000 «Прочие материальные запасы» учитываются материалы:
Спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для выполнения условий договоров до его передачи в подразделение, выполняющее НИР или НИОКР в рамках хозяйственного договора, учитывается на счете 0 10536 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество». При передаче спецоборудования в подразделение, выполняющее хозяйственный договор, его стоимость относится на затраты по данному договору. По завершении работы и передаче результатов заказчику оборудование по согласованию сторон может быть передано заказчику или оставлено исполнителю. «1С:БУХГАЛТЕРИЯ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ24 августа 2006 Архивный материал Источник: «Финансовая газета» № 34(региональный выпуск), август, 2006 г. На основании какого документа в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» можно оформить передачу материальных запасов в эксплуатацию? Согласно п. 58 Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 10.02.06 г. № 25н) отражение в учете операций по передаче материальных запасов в эксплуатацию осуществляется на основании следующих первичных документов: Требование-накладная (ф. 0315006); Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202); Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203); Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). В соответствии с п. 59 Инструкции по бюджетному учету документы «Меню-требование на выдачу продуктов питания» (ф. 0504202), «Ведомость на выдачу кормов и фуража» (ф. 0504203), «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (ф. 0504210) являются основанием для списания материалов и продуктов питания с учета. В зависимости от существа хозяйственной операции передача материальных запасов в эксплуатацию может оформляться в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» документами «Требование-накладная», «Списание материальных запасов», «Меню-требование». Если в момент выдачи в эксплуатацию материальные запасы можно списать с учета прямым расходом с оформлением, например, Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), то для оформления таких операций в программе применяются документы «Списание материальных запасов» и «Меню-требование», с помощью которых списываются материальные запасы со счета 105 «Материальные запасы» и оформляется Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) соответственно. Если при выдаче в эксплуатацию материальных запасов необходимо обеспечить их сохранность до момента, когда они станут не пригодны для дальнейшего использования, например посуда или мягкий инвентарь, то для таких операций применяется Требование-накладная. При этом делаются бухгалтерские записи по перемещению материальных запасов внутри учреждения — с МОЛ-кладовщика на МОЛ, ответственного за сохранность материальных запасов (из подразделения (склад) в подразделение, в котором будет производиться их эксплуатация). Из документа можно сформировать для печати Требование-накладную (ф. 0315006). В нашей организации проведена проверка и было сделано замечание по Главной книге, сформированной в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений». Указано, что проводки по внутреннему перемещению основных средств и материалов не должны попадать в Главную книгу, а в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» они входят в отчет «Главная книга». Как быть? Согласно Инструкции по бюджетному учету внутреннее перемещение нефинансовых активов (НФА) отражается на счетах бюджетного учета следующими записями: Д-т 0.101.ХХ.310, К-т 0.101.ХХ.310 — внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении (п. 20); Д-т 0.102.01.320, К-т 0.102.01.320 — внутреннее перемещение объектов нематериальных активов между материально ответственными лицами в учреждении (п. 27); Д-т 0.103.ХХ.330, К-т 0.103.ХХ.330 — внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов между материально ответственными лицами в учреждении (п. 32); Д-т 0.105.ХХ.340, К-т 0.105.ХХ.340 — внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении (п. 58). Учет операций по выбытию и перемещению объектов нефинансовых активов — основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов — ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071). В соответствии с п. 3 Инструкции по бюджетному учету «корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу». Таким образом, приведенные выше записи должны попадать в соответствующие журналы операций как по дебету счета учета НФА, например 101.04.310, так и по кредиту и увеличивать обороты по дебету (графа 8 формы 0504071) и кредиту счета (графа 9 формы 0504071), которые по истечении месяца должны быть перенесены из журналов операций в Главную книгу (рис. 1). Группировка матзапасов в бюджетеАналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30. Учет побочного продуктаНа практике нередки ситуации, когда в процессе производства или при проведении работ организация получает кроме основного еще побочный продукт. Например, грунт, оставшийся после обустройства площадки, или жмых, полученный при производстве масла. ФСБУ 5/2019 не регулирует порядок учета побочных продуктов. Согласно МСФО (IAS) 2 побочные продукты могут оцениваться по чистой возможной цене продажи, которая вычитается из себестоимости основного продукта (п. 14 МСФО (IAS) 2). Под чистой возможной ценой продажи понимается расчетная цена продажи в ходе обычной деятельности за вычетом расчетных затрат на завершение производства и расчетных затрат, которые необходимо понести для продажи (п. 6 МСФО (IAS) 2, п. 29 ФСБУ 5/2019). Например, стоимость грунта, которая исключается из себестоимости работ по устройству площадки, будет определяться по цене его возможной реализации (без учета НДС) за минусом предполагаемых расходов на подготовку к продаже. Как следствие, балансовая стоимость основного продукта незначительно отличается от его себестоимости (п. 14 МСФО (IAS) 2). Этот аспект важно учитывать в преддверии вступления в силу для обязательного применения ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». По новым правилам, для правильного формирования стоимости капитальных вложений, а затем и основных средств, необходимо расчетную стоимость побочной продукции вычитать из величины капитальных вложений (п. 15 ФСБУ 26/2020). Похожие записи: |