Экологическая отчетность 2022-2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность 2022-2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Плата за НВОС
Наименование платежа

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Куда вносится

Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие

НПА

Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

Срок внесения

до 1 марта

Кто вносит плату

Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:

  • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.
Как вносится

На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ

Форма отчета по ПЭК с комментариями

В отчете ПЭК необходимо указывать такие данные:

  • адрес места нахождения, код объекта, категория объекта;

  • наличие источников выбросов иих характеристики;

  • сведения оприменяемых технологиях;

  • сведения особственных либо опривлекаемых лабораториях, их адреса иаттестаты аккредитации;

  • перечень загрязняющих веществ длявоздуха;

  • результаты контроля выбросов загрязняющих веществ наисточниках;

  • результаты наблюдений зазагрязнением воздуха, если они есть;

  • результаты учета объемов забора воды изводного объекта исбросов сточных вод;

  • результаты наблюдений заводными объектами;

  • результаты проверок очистных сооружений, если они есть.

Если вы не сдали отчет о ПК до 1 апреля

1. Вы будете оштрафованы в соответствии с КоАП РФ:

  • в лучшем случае (если у вас это первое нарушение и отчет сдан незначительно позже 1 апреля) – по статье 19.7 КоАП РФ, которая предполагает штраф на должностное лицо – от 300 до 500 рублей, на юридическое лицо – от 3000 до 5000 рублей.
  • в худшем случае – по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, которая предполагает штраф на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей, на юридическое лицо – от 200 000 до 300 000 рублей.

2. Вы не пройдете плановую или внеплановую проверку Ростехнадзора. В предписаниях все чаще встречается замечание «непредставление (несвоевременное представление) сведений об организации производственного контроля». А это однозначно штраф по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ:

  • на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юридическое лицо – от 200 000 до 300 000 рублей.

Кому и в какой форме сдавать?

Все предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II, III, IV класса опасности, обязаны ежегодно (до 1 апреля) отчитываться в соответствующее территориальное управление Ростехнадзора о результатах осуществления производственного контроля на ОПО.

Сведения об ОПО в Ростехнадзор можно предоставить двумя способами:

  • Направить сведения в электронном виде (в виде файлов в формате XML), подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

  • Предоставить отчет лично на бумажном носителе (текст распечатывается на бумаге, а таблицы прикладываются в бумажном виде и/или на магнитном носителе).

Новые требования к отчету по производственному экологическому контролю за 2021 год

Начну с самого понятия. ПЭК — это комплекс природоохранных мероприятий, выполнять который обязано любое предприятие (будь то юридическое лицо или ИП), относящееся к объектам НВОС I, II, III категории. Эти мероприятия нужны для контроля за степенью негативного воздействия, которое оказывает предприятие на окружающую среду в результате производственной деятельности. Помимо этого, правильно выполненный комплекс мероприятий помогает предотвратить возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории предприятия, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде или здоровью населения.

Читайте также:  Это вам не валежник: Как бесплатно получить дрова в 2021 году

Итак, отчет по производственному экологическому контролю необходимо сдавать в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 25 марта. Разберу принципы подачи отчета на примере Самарской области. Для большинства регионов нашей страны порядок действий будет примерно такой же:

– для объектов федерального уровня надзора — в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям; – для объектов регионального надзора — в Министерство лесного хозяйства охраны, окружающей среды и природопользования Самарской области.

Обращаю Ваше внимание, что у объектов федерального надзора есть возможность подачи ПЭК в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя». Но для этого необходимо заверить отчет ЭЦП. Если ее нет, ПЭК необходимо продублировать в Росприроднадзор и на бумажном носителе.

2-ТП (воздух) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения, которая обязательна к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

  • с объёмом разрешённого выброса более 10 тонн в год;
  • с объёмом разрешённого выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1-го и (или) 2-го классов опасности.

Данный вид отчёта сдаётся также и по форме 2ТП-воздух (срочная).

Напоминаем, что к стационарным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Объем выброса смотрите в Разрешении на выбросы.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) предоставляется в территориальный орган Росстата в срок до 22 января года, следующего за отчётным. Если последний день сдачи отчёта приходится на выходной, то срок переносится на первый рабочий день.

Перечень исходных данных для отчёта:

  • реквизиты для заключения договора;
  • копия разрешения на выбросы;
  • копия нормативов выбросов.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ, которая влечёт за собой наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 руб. до 20000 руб.;
  • на юридических лиц — от 20000 руб. до 70000 руб.

За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:

  • на должностных лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100000 руб. до 150000 руб.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:
  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

ПРОИЗВОДСТЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:

  • проверку порядка и правил обращения с отходами;
  • анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
  • учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
  • составление и утверждение паспортов опасных отходов;
  • определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
  • мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
  • проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
  • проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
  • проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
  • лимитов на размещение отходов;
  • договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
  • документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.

Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

  • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
  • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
  • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

Таблица 2.1 обязательно заполняется лишь в том случае, если программой ПЭК предусматривается контроль стационарных источников выбросов.

Во второй графе перечисляются все загрязняющие вещества в соответствии перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).

Читайте также:  Процедура развода при наличии несовершеннолетних детей

Особое внимание рекомендуем также обратить на заполнение таблицы 2.2. В графах 2–5 уточняем информацию согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК. В следующей, шестой графе перечисляются загрязняющие вещества согласно вышеупомянутому разделу I Перечня № 1316-р.

Далее указываем предельно допустимые, либо временно согласованные выбросы ЗВ. Восьмая графа предназначается для указания фактических выбросов ЗВ, согласно результатам лабораторных исследований. Далее отметим, что в графе 9 указывается информация о превышении установленных предельно допустимых или же временно согласованных выбросов ЗВ.

В графу 11 вносим общее число случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и загрязняющим веществам объекта. Специалисты рекомендуют заполнять ежегодно по результатам отчетности.

Почему нужно сдавать отчет по ПЭК

Требования о подготовке и сдаче отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля установлены п. 2 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Штрафы

предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях РФ ст. 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации». Данной статьей предусматривается штраф для юридических лиц от
20 000
до
80 000
рублей.

Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам
(Москва), (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 56061 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *