Обществознание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обществознание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая деятельность направлена на создание вещей, продуктов, ценностей, необходимых отдельному человеку и всему обществу. Кроме того, она может быть направлена на создание определенных услуг: страховых, ритуальных, туристических, медицинских, информационных. В современном мире все больше возрастает потребность в трудовой деятельности, направленной на создание услуг, нежели товаров, вещей.

Почему труд оценивается по-разному

Оценка результатов труда выражается в разном денежном вознаграждении. Другими словами, люди разных профессий, занимающие определенные должности получают неодинаковую заработную плату. Некоторые считают, что чем больше они приложат усилий, тем больше будет вознаграждение за труд, но это не совсем так.

Например, грузчик выполняет тяжелую физическую работу, работает до 10 часов в сутки и получает заработную плату в 10 раз меньше бухгалтера. Последний выполняет свои обязанности, сидя в уютном кабинете, уходит домой ровно в 5 часов вечера. Грузчику может показаться, что это большая несправедливость, он не понимает, почему труд оценивается по-разному.

Такая разница в заработной плате связана с выгодой, доходом, полезностью выполняемой работы. Польза, приносимая грузчиком — выгрузка мебели, бухгалтером – расчет общих расходов и доходов, заработной платы для всего предприятия. Таким образом, часто физический труд менее оплачиваемый, чем умственный, несмотря на тяжелые условия и продолжительность рабочего дня.

Первое разделение — физическая и умственная работа. В физическом труде задействовано тело, например, сюда можно отнести обязанности грузчика или строителя. В умственном, напротив, на первом месте интеллект, как в журналистике или преподавании. Но есть профессии, в которых тело и ум равны, как дизайн одежды или хореография.

Работа бывает квалифицированная и неквалифицированная. Для первой необходимы определенные навыки, знания, опыт. Часто требуется получить образование, как в медицине или юриспруденции. Неквалифицированная работа не требует опыта. Для нее не нужно учиться. К примеру, на официант или продавца.

Еще одна классификация — производительный и непроизводительный труд. Первый создает долгосрочные материальные блага, считается эффективным. Например, строительство дома. Второй делает «скоропортящиеся» продукты или услуги, как стрижка у парикмахера или еда.

Работа бывает индивидуальной и коллективной. Индивидуальная трудовая деятельность рассчитана на одного человека – помощь других не требуется. В коллективной группа людей действует сообща – у каждого своя роль, обязанности, зона ответственности.

Характеристики труда можно разделить на две большие группы:

  • количественные;
  • качественные.

Количественные — затраты, обусловленные численностью работников, рабочим временем, степенью прилагаемых усилий:

  • интенсивность труда — расход рабочей энергии на единицу времени;
  • производительность труда — общая результативность, определяемая количеством и качеством продукции, произведенной за единицу времени.

Качественные — уровень квалификации работников. По этому основанию труд делится на:

  • квалифицированный, то есть выполняемый работником со специальной подготовкой (образованием, опытом); квалифицированные работники владеют большим объемом информации, полученной за продолжительное время;
  • полуквалифицированный — труд, для подготовки к которому не потребовались значительные временные затраты; работники, легко овладев необходимыми знаниями, могут успешно выполнять трудовую функцию;
  • неквалифицированный — работа, не требующая специальной подготовки; все знания и навыки приобретаются работником в процессе работы.

Такими отношениями считаются действия, за которые человек получает оплату. Доход в этом случае — главное отличие. Если же что-то делается только ради удовольствия или положительный эмоций – это не работа.

К примеру, если мужчина — повар в ресторане, то приготовление еды в этом случае — процесс трудовой деятельности. Но если он готовит дома для себя, то такое действие уже не будет относиться к рабочим отношениям.

Первое разделение — физическая и умственная работа. В физическом труде задействовано тело, например, сюда можно отнести обязанности грузчика или строителя. В умственном, напротив, на первом месте интеллект, как в журналистике или преподавании. Но есть профессии, в которых тело и ум равны, как дизайн одежды или хореография.

Работа бывает квалифицированная и неквалифицированная. Для первой необходимы определенные навыки, знания, опыт. Часто требуется получить образование, как в медицине или юриспруденции. Неквалифицированная работа не требует опыта. Для нее не нужно учиться. К примеру, на официант или продавца.

Еще одна классификация — производительный и непроизводительный труд. Первый создает долгосрочные материальные блага, считается эффективным. Например, строительство дома. Второй делает «скоропортящиеся» продукты или услуги, как стрижка у парикмахера или еда.

Работа бывает индивидуальной и коллективной. Индивидуальная трудовая деятельность рассчитана на одного человека – помощь других не требуется. В коллективной группа людей действует сообща – у каждого своя роль, обязанности, зона ответственности.

Производство — важная часть деятельности людей, без которой невозможно создание многих материальных вещей. В его основе — трудовая деятельность, без нее оно не будет существовать.

Читайте также:  Как зафиксировать отказ ребенка от встречи с родителем?

Если труд организован неправильно, работники могут отказаться выполнять свои обязанности, к примеру, когда заработная плата слишком маленькая. Также производство может быть не рентабельным, приносить лишь убытки, когда в организации работы есть ошибки.

Трудовая деятельность — значимая составляющая жизни социума. От того, насколько успешно организован труд, зависит экономическое благосостояние общества. А как считаете вы, какое место в обществе занимается труд? Насколько он важен? Напишите свое мнение в комментариях. Сохраняйте статью в закладки, поделитесь ею в социальных сетях.

Видео дополнит нашу статью и ответит на оставшиеся вопросы.

Трудовая деятельность: структура, характеристики, требования.

На протяжении жизни люди постоянно заняты какой-либо деятельностью. Деятельность – это определенные последовательные действия, имеющие свою цель. Выделяют следующие основные виды деятельности человека:

  • Игра;
  • Общение;
  • Обучение;
  • Труд;
  • Творчество.

Для детей игра — это своеобразный способ познания окружающего мира, подражание деятельности взрослых. Дети не осознают целей игры, они просто наслаждаются процессом, таким способом времяпровождения. Очень часто девочки и мальчики представляют себя в роли: военного, врача, кулинара, матери, продавца. Так, они воображают свою профессию, привыкают к выполнению в будущем своей общественной роли.

Без общения трудно представить себе основные виды деятельности человека. Общение способствует плодотворному сотрудничеству, установлению контакта между людьми. Этот вид деятельности помогает передать ценную информацию, обмениваться чувствами, переживаниями, впечатлениями друг с другом.

Подготовкой к труду для ребенка становится учеба. Обучение – важный процесс, занимает минимум 11 лет в жизни каждого. За эти годы ребенок получает новые знания, навыки, умения, необходимые для жизни в обществе и будущей трудовой деятельности. Благодаря обучению человек познается самого себя, окружающий мир, получает ответы на значимые для него вопросы.

Творчество это отдельный вид деятельности человека, но многие относят его к труду. Разберемся, так ли это. Главное отличие творчества от остальных видов деятельности – появление чего-либо совершенного нового, не виданного раньше обществом. Примеры творческой деятельности:

  • Поэт пишет стихи;
  • Художник рисует женский портрет;
  • Изобретатель создает новый вид двигателя;
  • Программист изобретает компьютерную программу, способную определять настроение человека.

В каждом случае результат творческой деятельности имеет определенную ценность, полезность обществу. Она совершается осознанно, и направлена на достижение цели. Таким образом, творчество — один из видов нематериальной трудовой деятельности.

Труд сыграл решающую роль в историческом развитии человечества. Благодаря совершенствованию орудий труда человек научился производить более сложные изделия, предметы быта, вещи. С разделением труда повысилась его результативность, люди смогли в большей степени удовлетворять собственные потребности. Труд становился многообразным, совершенствовался с каждым веком.

Для чего нужен труд в современном обществе, можно понять из функций, которые он выполняет:

  1. Удовлетворение материальных потребностей (создание вещей, товаров, услуг нужных обществу);
  2. Удовлетворение духовных потребностей (производство ценностей, художественных произведений, развитие культуры);
  3. Самосовершенствование — развитие способностей, навыков умений в процессе трудовой деятельности;
  4. Развитие всего общества (экономики, науки, культуры);
  5. Обеспечение безопасности и комфортных условий для человека.

Благодаря совместной трудовой деятельности люди объединяются в группы, устанавливают контакт друг с другом, налаживают общение. Это хорошо знают учителя. Поэтому, классный руководитель, желая сплотить всех ребят в классе, отправляет их на субботник, заставляет убрать класс, нарисовать совместно стенгазету.

Оценка результатов труда выражается в разном денежном вознаграждении. Другими словами, люди разных профессий, занимающие определенные должности получают неодинаковую заработную плату. Некоторые считают, что чем больше они приложат усилий, тем больше будет вознаграждение за труд, но это не совсем так.

Например, грузчик выполняет тяжелую физическую работу, работает до 10 часов в сутки и получает заработную плату в 10 раз меньше бухгалтера. Последний выполняет свои обязанности, сидя в уютном кабинете, уходит домой ровно в 5 часов вечера. Грузчику может показаться, что это большая несправедливость, он не понимает, почему труд оценивается по-разному.

Такая разница в заработной плате связана с выгодой, доходом, полезностью выполняемой работы. Польза, приносимая грузчиком — выгрузка мебели, бухгалтером – расчет общих расходов и доходов, заработной платы для всего предприятия. Таким образом, часто физический труд менее оплачиваемый, чем умственный, несмотря на тяжелые условия и продолжительность рабочего дня.

Сложный труд требует высокого уровня мастерства, специальной подготовки, определенных навыков, знаний. Высокий профессионализм может быть достигнут представителями совершенно разных профессий: музыкантов, врачей, учителей, менеджеров, столяров, программистов. Чем совершеннее мастерство работника — тем больше ценится его труд, выше заработная плата.

Из чего складывается мастерство работника:

  • талант;
  • способности;
  • личный опыт;
  • специальные знания;
  • умение выполнять сложные операции;

При желании, каждый со временем может стать первоклассным профессионалом. В зависимости от уровня профессионального мастерства труд подразделяется на высококвалифицированный и низкоквалифицированный.

Малоквалифицированный труд — это деятельность, не требующая долгой подготовки, работа за которую может взяться практически любой. Такой труд обычно оплачивается намного меньше, но требований к специалистам так же немного. Примеры: уборщица, дворник, посудомойка, грузчик.

Высококвалифицированный труд – это работа, выполнение которой дается не каждому. Ее может сделать только профессионал, обладающий знаниями, большим опытом, умениями, специальными навыками. Чтобы овладеть такой профессией — необходимо учиться, проходить специальную практику, набираться опыта. Примеры высококвалифицированных профессий: инженеры, программисты, конструкторы-модельеры, художники, учителя, врачи.

Читайте также:  Беременные и испытательный срок: тонкости увольнения

Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.

Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.

Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу. При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные. Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.

Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда. Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач. В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.

Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.

  1. Сначала осуществляется планировка, то есть размещение места в помещении таким образом, чтобы обеспечить работника комфортом, а также эффективно использовать полезную площадь.
  2. Оснащение заключается в приобретении необходимого оборудования, с помощью которого работник будет выполнять поставленные задачи.
  3. Обслуживание предусматривает последующие ремонт установленной техники и ее модернизация для улучшения работоспособности.

А. Маршалл: “Любая физическая или умственная трудовая деятельность, которая частично или полностью выполнена с целью получить определенный положительный результат, кроме удовольствия, получаемого непосредственно от работы”.

У.С. Джевонс: “Трудовая деятельность – это любое усилие ума или тела, предпринятое частично или полностью с целью получения какой-то пользы, кроме удовольствия, получаемого непосредственно от работы”.

Рис. 1. Основные характеристики трудовой деятельности

Поэтому важными фактами в отношении ТД являются:

  • В трудовые отношения входит только трудовая деятельность человека.
  • Физическая и умственная ТД, выполненная за определенное денежное вознаграждение, входит в трудовые ресурсы.
  • В экономике труда нет никакого определения морали.

Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда

Трудовая деятельность (труд) — это особая энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет те или иные элементы внешнего мира и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт труда может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок.

В процессе труда человек взаимодействует с предметами труда и средствами труда , а также с окружающей средой . Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется развитием технологий , уровнем автоматизации производства.

Труд является важной составляющей в процессе появления и развития человеческого общества. В процессе труда человек создаёт блага, для своего существования. В этой связи можно говорит о том, что труд представляет собой основу жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена на начальном этапе потребность трудится, как необходимое и естественное условие жизни.

К. Маркс говорил, что труд является созидателем потребительных стоимостей, а полезный труд – это независимое от любы общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без труда невозможен обмен веществ между человеком и природой, иначе говоря, невозможна в принципе человеческая жизнь.

Также К. Маркс говорил, что процесс труда есть целесообразная деятельность, направленная на созидание потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни».

Классификация потребности

Принято считать, что у потребностей есть множество классификаций. Самой распространённой является классификация, которая была предложена американским психологом А. Маслоу, которая состоит из пяти групп потребностей, весьма условно разделённая на первичные и вторичные, где к первым причисляются физиологические потребности и потребность в безопасности и защищённости, а к вторичным – потребность в причастности, социальному взаимодействию, а также потребность в уважении и самореализации.

Важно понимать, что осознанная человеком потребность приобретает форму интереса, когда она выражается через стремление каким-то путём стремления каким-то образом удовлетворить свои потребности. Именно это стремление является побудителем к активности и деятельности. Которая направляется на удовлетворение потребностей, носит название мотива, а процесс формирования таких побуждений, соответственно, — мотивацией.

Примечательно, что побуждение к активности и конкретной деятельности может иметь и внешний характер по отношению к субъекту. В такой ситуации он называется стимулом, а процесс, в ходе которого создаются побуждающие условия индивидов к деятельности – стимулированием.

В качестве индикатора цели человеческой деятельности выступает стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности. Представление человека, коллектива и общества в целом о ключевых и важных целях деятельности, в том числе об главных средствам достижения данных целей носит название ценностей, а саму направленность на какие-либо ценности называю ценностной ориентацией.

Читайте также:  Получить свидетельство о рождении ребенка, какие документы нужны в 2022 году
Замечание 1

Трудовая деятельность человека так или иначе связана с удовлетворением большинства потребностей, и даже более того, именно она оказывает прямое влияние на качество и эффективность труда.

Функции труда стоит отличать от функций, которые выполняются людьми в процессе труда. Сюда включены все действия, операции и обязанности, которые выполняют люди в ходе трудовой деятельности. Примечательно, что в отношении данного вопроса среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию данных функций. Самыми регулярно используемыми функциями в процессе труда являются следующие:

  • Логическая, которая заключается в установлении цели и подготовке системы необходимых трудовых операций.
  • Исполнительская, которая подразумевает приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил, а также непосредственное воздействие на предметы труда.
  • Контрольно-регулирующая, устанавливающая наблюдение за технологическим процессом, в том числе ходом выполнения намеченной программы, а также её уточнение и корректировка.
  • Управленческая, посредством которой происходит подготовка, организация производства и руководство над исполняющими сотрудниками.

Все перечисленные функции в разной степени могут присутствовать в труде отдельного работника, но при этом свойственна совокупному труду.

Способы повышения эффективности работы

Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.

Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:

Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование) — это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение — это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Процесс деятельности человека

Мышление, общение, предпринимательство как вид деятельности человека, структура деятельности человека Процесс деятельности человека

Значение профессиональной пригодности

О значении профессиональной пригодности и ее уровнях емко написал К.М. Гуревич, он пишет, что человек может овладеть любой профессией, но затраты сил и времени будут различные в зависимости от способностей и стремления индивида. Трудовая деятельность человека ограничена временным интервалом, безрадостная, непродуктивная деятельность — личное несчастье не только человека, но и всего общества. Отсюда следует, что прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования сохранит свою актуальность на долго.

О профессиональной пригодности древнегреческий философ Платон сказал, что люди рождаются разными, с разной природой и способностями, поэтому, если делать работу соответствующую способностям, можно сделать больше и лучше. Работу легче выполнить, если она соответствует природным задаткам.

Профессиональные организации и их деятельность

Каждое предприятие или фирма хотят иметь высококвалифицированных сотрудников. Поэтому многие организации можно смело назвать профессиональными. В них собраны только лучшие сотрудники, которые полностью отданы работе.

Деятельность профессиональных организаций направлена на взаимопомощь окружающим и своим коллегам. То есть каждый сотрудник старается вложить свои знания, труд и навыки в данную сферу, проявляет интерес к профессиональной деятельности. Именно от таких людей зависит оплата труда. На многих предприятиях или организациях выплата происходит от качества и количества выработки.

Если сотрудников будут поощрять и вознаграждать за проделанный труд, тогда у каждого человека появится ещё больше заинтересованности в работе. Ведь он будет трудиться с пониманием, что его ждёт вознаграждение за эффективно выполненное задание.

На каждом предприятии определяется структура деятельности, где описаны рабочие моменты и операции. Для сотрудников очень важно создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность на рабочем месте. В этом случае процесс труда на предприятии гарантированно будет продуктивным.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *