Жалоба в порядке надзора по административному делу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в порядке надзора по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.

Комментарий к ст. 333 КАС РФ

Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:

— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);

— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).

В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.

Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.

Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.

Читайте также:  Завещание совершенное в чрезвычайных обстоятельствах

Пересмотр в порядке надзора как способ проверки судебных актов по административным делам. Право обжалования судебных актов в порядке надзора в административном судопроизводстве

1. Понятие и сущность проверки судебных актов в порядке надзора в административном судопроизводстве. Для выполнения задачи по выявлению и устранению судебных ошибок в любом государстве законодатель стремится выстроить эффективную систему проверки и пересмотра судебных актов. При этом во внимание также принимается и необходимость обеспечения субъективного процессуального права всех заинтересованных лиц на оспаривание судебного акта, которое является неотъемлемым элементом конституционного права на судебную защиту. Вместе взятые указанные цели правового регулирования, будучи воплощенными в процессуальном законе, служат своего рода фундаментом для реализации таких принципов гражданского, арбитражного и административного судопроизводств, как законность, диспозитивность и доступность судебной защиты.

В подавляющем большинстве зарубежных стран движение дела после вынесения судебного акта, которым заканчивается производство в суде первой инстанции, ограничивается классическими стадиями пересмотра судебных актов — апелляцией и кассацией.

Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ

Существует целый ряд ситуаций, в которых можно обжаловать ранее принятый вердикт по административному делу. Однако для обращения в Верховный Суд у гражданина должны быть веские основания – в противном случае его жалоба будет отклонена еще до рассмотрения.

Наиболее распространенными поводами для обращения являются:

  • судья, который принял спорное решение, не изучил все предоставленные клиентом доказательства в достаточной степени;
  • остались обстоятельства, которые не были учтены во время предшествующих доследований;
  • имело место несоблюдение норм российского законодательства;
  • в ходе рассмотрения дела были допущены неточности, а после вынесения вердикта остались сомнения и противоречия;
  • доказательная база дела является ложной или содержит грубые ошибки;
  • имели место лжесвидетельствования, и автор жалобы готов привести доказательства этого факта;
  • суд принял решение, основываясь на документах, которые были предоставлены должностными лицами, относившимися к обвиняемому предвзято.

Как составить административную жалобу в Верховный суд РФ?

Грамотно оформить документ поможет образец жалобы в Верховный суд РФ по административным делам, образец апелляционной жалобы по административному делу, найти который можно на специализированных ресурсах, но следует всегда учитывать, что данные образцы не раскрывают всех тонкостей индивидуальной ситуации.

При написании жалобы нужно указывать следующую информацию:

  1. название инстанции, которой адресована жалоба;
  2. данные о заявителе и об иных участниках рассматриваемого дела;
  3. информация о ранее принятом решении и результатах его рассмотрения;
  4. описание обстоятельств, являющихся основанием для подачи жалобы;
  5. указание всех материалов дела по административному спору;
  6. дата составления документа и подпись заявителя.

Жалоба в обязательном порядке должна иметь подкрепление в виде копий решений, вердиктов, протестов и прочих документов, касающихся соответствующего административного дела.

Внимание : смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

  • Образец. Ходатайство о принесении протеста в порядке надзора на судебные постановления по уголовному делу
  • Образец. Ходатайство о приостановлении производства по делу
  • Образец. Ходатайство о приостановлении производства по делу по жалобе на неправильно совершенное нотариальное действие о списании денежных средств
  • Образец. Ходатайство о снятии судимости
  • Образец. Ходатайство об истребовании доказательств по иску о защите чести и достоинства
  • Образец. Ходатайство об истребовании доказательств по иску о признании недействительным (второго) выпуска акций акционерного общества
  • Образец. Ходатайство об оставлении жалобы на неправильно совершенное нотариальное действие без рассмотрения
  • Образец. Ходатайство об отстранении от участия в деле представителей, которые не вправе участвовать в рассматриваемом деле
  • Образец. Ходатайство об установлении существенных обстоятельств по делу о совершении нотариального действия
  • Образец. Частная жалоба на определение народного суда по иску о взыскании денежных средств в связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по договору о срочном вкладе
  • Образец. Частная жалоба на определение народного суда по иску о взыскании денежных средств в связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по договору о срочном вкладе
  • Образец. Частная жалоба на определение народного суда по иску о взыскании задолженности по кредитному договору
  • Образец. Частная жалоба на определение народного суда по иску о взыскании неосновательно полученных дивидентов
  • Образец. Частная жалоба на определение об отказе в принятии жалобы на действия государственной налоговой инспекции
  • Образец. Частная жалоба на определение суда по гражданскому делу
  • Образец искового заявления
  • Образец. Кассационная жалоба. (предоставлено адвокатом красновой)
  • Претензия о возмещении причиненного ущерба
  • Претензия о возмещении причиненного ущерба
  • Претензия об уплате неустойки за нарушение графика производства подрядных работ

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев — в случае истребования дела.
Читайте также:  Наследники — в очередь: как разделить недвижимость без завещания

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса административного дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

О подготовке документов, приобщаемых к надзорной жалобе

Сформировать нужный пакет документов, с внушительной доказательной базой, самостоятельно достаточно сложно. Если обратиться по этой части к нормам КАС РФ, то там можно ознакомиться лишь с общими требованиями к подаче документов. Несколько расширенно по вопросу подачи документации дает пояснения ст. 30.14 КоАП РФ.

Самоочевидно, в зависимости от ситуации, обжалуемого судебного решения, перечень подаваемых документов может быть разным. Поэтому при их подготовке, как и при составлении жалобы, рекомендуется прибегать к помощи адвоката. Самостоятельно можно подготовить документ, который наделит соответствующими полномочиями представителя (при его участии в деле) и оплатить госпошлину. Ее размер приравнивается к сумме госпошлины, оплачиваемой за подачу иска неимущественного характера.

Если заявитель относится к категории льготников, которые освобождаются от уплаты госпошлины, то к общему пакету документов им нужно приложить документ, удостоверяющий право на льготу.

Важно! Если госпошлина до обращения в Верховный Суд не уплачена, а в жалобе нет просьбы об отсрочке (рассрочке, освобождении), то жалобу оставят без рассмотрения.

Следует иметь в виду, что как минимум к жалобе приобщаются ксерокопии судебных актов по административному делу, а также постановления об адм. правонарушении. Помимо этого сюда же включают документы, которые подтверждают статус адвоката, выступающего представителем в суде (требуется для адвоката).

Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора

КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:

  • определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
  • определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ.

Таким образом, надзорная инстанция – это наивысшая ступень в системе длительного и рутинного процесса пересмотра судебных вердиктов.

Рассмотрение надзорной жалобы по административному делу

В случае принятия надзорной жалобы к рассмотрению, решение по ней должно быть принято в течение 2-х месяцев.

В случае необходимости суд может истребовать материалы административного дела. Если судом истребовано административное дело, то жалобы должна быть рассмотрена в течение месяца со дня поступления в суд дела.

Судья, который принял к рассмотрению жалобу, обязан уведомить о поступлении жалобы иных участников процесса, с целью предоставления им возможности ознакомиться с жалобой и предоставить свои возражении.

При рассмотрении надзорной жалобы судом не проводиться судебное заседание, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд выносит постановление, которым, в том числе, может отменить судебный акт, на который подана жалоба.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии с п. 1 ст. 332 КАС РФ подать надзорную жалобу могут:

  • участники дела (административный истец, административный ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • государственные органы;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители (если административное дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.

Основания для подачи надзорной жалобы по административному делу

Если гражданин или организация не согласны с решением по вменяемому правонарушению, они или их защитник могут подать соответствующую жалобу. Используя такой законный инструмент, как надзорная жалоба по административному делу, судебное решение опротестовывается уже после того, как оно вступает в силу.

Выделим несколько причин для использования протеста:

  • по мнению защиты, доказательства были рассмотрены в суде не в полном объеме, суд не учел всех обстоятельств, при рассмотрении были допущены нарушения и пр.;
  • недоказанная вина, сомнения по отношению к показаниям и рассматриваемым доказательствам.

Причиной протеста может стать несоблюдение, по мнению защиты, процессуальных действий и пр.

Читайте также:  Что делать при утере студенческого проездного?

Основания для возвращения без рассмотрения

Поданная вовремя, правильно оформленная и отвечающая всем требованиям законодательства надзорная жалоба исследуется и анализируется судьей ВС РФ в следующие сроки:

  • по гражданским делам – два месяца;
  • по арбитражным спорам – два месяца;
  • по административным делам – два месяца;
  • по уголовным делам – 1 месяц.

Срок рассмотрения может быть увеличен на месяц, если будет принято решение затребовать оригинальное дело. Судья принимает решение о вынесении дела на заседание Президиума Верховного суда, либо о возвращении его заявителю без рассмотрения.

При рассмотрении жалобы на заседании Президиума принимается одно из следующих решений:

  • отказать в удовлетворении просьбы об изменении решения;
  • отменить спорный вердикт;
  • частично отменить оспариваемое решение.

Как подать надзорную жалобу по гражданскому делу в Верховный Суд

Подача жалобы начинается с ее составления, а после подписания она должна быть передана в ВС РФ. Это можно сделать, как лично, так и с помощью заказного письма с уведомлением.

Последний год появилась возможность подачи жалобы в электронном виде. Также, если человек находится в местах лишения свободы, то за него ее может подать нотариально заверенное лицо.

Кассационный суд проводит расследование по гражданским, уголовным и административным делам.Все чаще ведутся споры о том, стоит ли подавать надзорную жалобу или нет.

При подаче жалобы стоит учесть, что постановление суда может быть пересмотрено только после получения разрешения председателя суда и заместителя президиума надзорной ведомости.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке — спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков — 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
  3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *