Попали в яму и повредили машину. Как отсудить деньги у дорожной службы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попали в яму и повредили машину. Как отсудить деньги у дорожной службы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.

Можно ли просто обратиться по страховке ОСАГО?

Нет. Сама суть ОСАГО заключается в том, что объект страхования здесь – ответственность причинителя вреда. Говоря проще, «автогражданка» – это когда ваша страховая выплачивает ущерб вместо вас потерпевшему, когда вы оказываетесь виновником.

И тут возможны 2 варианта развития событий:

  • если виновником в ДТП окажется обслуживающая организация (дорожная служба, исполком и так далее), то это у них должна быть страховка; ОСАГО у них быть не может, поэтому возмещать ущерб напрямую со счёта организации,
  • а вот если виновным признают вас, то тогда при наличии ущерба, например, люку его собственник может обратиться по вашей страховке за выплатой.

Можно ли уехать, если я не хочу обращаться за компенсацией?

Все зависит от масштабов аварии. С одной стороны, если есть какой-либо ущерб, вы не можете уехать с места аварии. С другой, если водитель при этом является потерпевшим, попав в яму и не причинив никому ущерба (кроме себя), то он может оставить место происшествия. Данную позицию поддерживают как Верховный Суд РФ, так и Конституционный Суд РФ.

Тем не менее, мы не рекомендовали бы просто уезжать при наличии ущерба только вашему авто. Дело в том, что потерпевшим вы можете являться только при рассмотрении административного дела – а тут как карта ляжет, можете оказаться и виновником. Кроме того, не инспекторы ДПС и даже судьи будут максимально честны и вполне могут лишить прав за оставление места ДТП.

Как вести себя, по прибытии инспекторов ГИБДД на место ДТП?

Вам нужно описать ситуацию так, чтобы далее не оказаться в проигрыше.

Не озвучивайте никаких доводов, не в Вашу пользу. Вы соблюдали правила дорожного движения, а также, Вы не могли видеть указанную неровность и у Вас не было технической возможности, избежать наезда на яму.

Что значит соблюдали правила и не имели технической возможности?

Помните, что если Вы нарушали ПДД, что явилось причиной попадания в яму и возникновения ущерба, то возмещение может значительно осложниться. Основываясь на нашей практике, могут сказать, что, если инспекторы ГИБДД в протоколе укажут, что Вы нарушили правила дорожного движения, к примеру, двигались со скоростью превышающую установленную, или поставят Вам нарушение пункта 10.1 ПДД, то в таком случае, суд может отказать именно по причине наличия нарушений ПДД.

У судов логика простая, нарушал, значит сам виноват.

Если бы не нарушал, то все было бы в порядке! Странно да? Может если бы не было ямы, все было бы нормально!

Предлагаю ознакомиться с решением суда № 2-114/2019 2-114/2019(2-1355/2018;)~М-1346/2018 2-1355/2018 М-1346/2018 от 13 сентября 2019 г. по делу № 2-114/2019. Потерпевший въехал в ров выкопанный при дорожных работах. Не смотря на привлечение ответственного лица (дорожной службы) к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, что само по себе доказывает вину обслуживающей организации, суд вынес решение не в пользу пострадавшего. Дело в том, что с его стороны были нарушения ПДД, такие как превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, нарушение пункта 10.1 ПДД. Так же, заключение эксперта показало, что у водителя была реальная техническая возможность предотвратить столкновение, путем остановки, чего и требует пункт 10.1 ПДД, при возникновении подобных ситуаций. Все эти факторы, послужили вынесением решения не в пользу пострадавшего и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Если Вы не допустили нарушений ПДД, то в таком случае, у Вас есть очень хорошие шансы, решить вопрос в Вашу пользу.

Но, не спешите радоваться, инспекторы ГИБДД, не всегда ведут себя как нам бы того хотелось.

По прибытию инспекторов, опишите им ситуацию как можно подробнее, но ничего лишнего говорить не стоит, особенно моменты, в которых они могут признать за Вами нарушение ПДД. Так же требуйте составления протокола, схемы ДТП и акта ненадлежащего качества дорожном покрытии.

Следите внимательно за составлением каждого документа. Схема ДТП должна отражать реальную ситуацию, как все есть на самом деле, а не субъективные представления инспектора ГИБДД.

Читайте также:  На сколько и когда повысят пенсии и социальные выплаты в 2023 году

Помните, что схема ДТП, очень важный документ, доказывающий или опровергающий вину участника ДТП. Данный документ очень важен для суда.

Скажу так, административные материалы, составленные в первую очередь, являются самыми важными документами, на основании которых, суд в дальнейшем и будет принимать решение.

Схема ДТП, должна быть привязана к местности. Следовательно, в первую очередь на ней должно быть обозначено расположение улиц, где произошло ДТП, а также номера домов и их расположение. Так же обозначьте другие объекты, это может быть разделительная полоса, парковка, остановка, сооружения, трамвайные пути, тротуар, зебру пешеходного перехода и прочие детали. Как только готова привязка к местности, можно рисовать расположение автомобиля, оно должно быть максимально точным, а также указано расстояние от обочины, направление движения. Обязательно фиксируется тормозной след, а также обломки от автомобиля, если они есть.

Если на схеме есть символы, требующие объяснения, то их расшифровка указывается внизу схемы.

Настаивайте, что бы схема была максимально подробной. Если Вас что-либо не устраивает в схеме, просто напишите об этом на самой схеме и поставьте подпись. Напишите, со схемой не согласен и укажите Ваши возражения, к примеру схема не отражает реальную картину ДТП.

Никто не запрещает Вас составить свою схему, тем более пока Вы ждете ГИБДД, у Вас есть время.

Как только готова схема, далее нужно проследить, за составлением акта о недостатках дорожного покрытия. В нем должно быть указано, кто составляет данный акт, какие выявлены недостатки дорожного покрытия, размеры ям по длине, ширине и глубине. Должна стоять дата, а также подпись должностного лица, обязательно печать.

Прикладываю пример, как должен быть заполнен акт о выявленных недостатках дорожного покрытия.

Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна

Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:

  • Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
  • На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
  • Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
  • Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
  • Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
  • Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
  • Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.

Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.

В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Доказательства для суда


Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.

Допустимый размер выбоины и ямы по ГОСТу?

Нормативный акт для ям и колдобин действительно существует. И называется он ГОСТ Р 50597-93. В этом документе указаны требования, предъявляемые к состоянию дорожного полотна, которые является допустимым для обеспечения безопасных условий при организации дорожного движения.

Помимо общих требований в документе чётко расписаны параметры эксплуатационного состояния асфальтового покрытия на улицах городов и иных населенных пунктов. Данный ГОСТ содержит информацию и о требованиях, которые применяются к техническому состоянию всех средств, используемых при организации дорожного движения.

Если эксплуатационное состояние асфальта не соответствует параметрам, прописанным в документе, то на него должно быть введено ограничение, подразумевающее даже запрет проезда по такому участку дороги вплоть до устранения несоответствий.

По рассматриваемому вопросу следует внимательно ознакомиться с пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа, который гласит, что покрытие дороги не должно быть с просадками, выбоинами, иными повреждениями, которые могут затруднять передвижение автомобилей со скоростью, разрешенной на данном участке дороге ПДД.

Есть ещё и пункт 3.1.2, в котором подробно прописаны максимально допустимые размеры ям на асфальтовом покрытии. Так длина повреждений асфальта не может быть больше 15 сантиметров, а их ширина и глубина ям не должны быть более 60 и 5 сантиметров соответственно.

Читайте также:  Как зарегистрировать ранее учтенную недвижимость

Если автомобиль получил повреждения при попадании в яму, не соответствующую размерам, прописанным в ГОСТе, то ответственность за такое обстоятельство ложиться на организацию, обслуживающую этот участок дороги.

Определяем виновника ДТП с ямой

Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.

Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?

На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.

Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.

Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.

Первоочередные действия при повреждении автомобиля из-за ямы на дороге

К оформлению ДТП, в котором пострадал автомобиль из-за некачественного дорожного покрытия, нужно отнестись с особым вниманием.

Доказательства нужно собрать сразу же после аварии: они помогут выиграть дело в суде или получить полную компенсацию от страховой компании.

К сожалению, самостоятельное оформление ДТП в этом случае невозможно: в аварии участвовал только 1 автомобиль. Поэтому нужно вызвать сотрудников ГИБДД — с мобильного по номеру 102, который действует по всей территории РФ.

Когда сотрудники ГИБДД приедут, стоит проследить, чтобы сотрудник обязательно на схеме ДТП зафиксировал яму:

  1. ее размер;
  2. глубину;
  3. форму.

Как получить компенсацию за ремонт из-за ямы на дороге?

Следите за дорогой, предупреждениями и знаками. Все-таки эту обязанность водителей никто не отменял.

Если машина попала в яму, вокруг которой не было ограждения, действуйте так:

  1. Вызовите ГИБДД для оформления обстоятельств ДТП.
  2. Постарайтесь найти свидетелей или хотя бы снимите дорогу, машину и яму на телефон или видеорегистратор. Если свидетели не смогут дождаться ГИБДД, запишите их контакты.
  3. Проследите, чтобы сотрудник ГИБДД замерил яму и записал данные в протокол. Потом их сравнят с лимитом: от этого зависит ответственность дорожных служб.
  4. В протоколе должны быть отметки о том, что вокруг выбоины нет знаков и ограждений.
  5. В протоколе не должно быть ссылки на то, что вы нарушили п. 10.1 ПДД. Это станет зацепкой для дорожных служб и может свидетельствовать о вашей вине. Из-за одной строчки в протоколе можете лишиться компенсации. Даже если сотрудник так напишет, укажите, что не согласны: ехали с разрешенной скоростью, смотрели на дорогу, но заметить яму не могли и объехать бы не успели.
  6. Оцените ущерб. Это должен сделать не знакомый автомеханик, а оценщик с лицензией.
  7. Узнайте, кто отвечает за участок дороги с ямой, и напишите этой организации претензию. Предложите компенсировать ущерб без суда, но будьте готовы к тому, что так просто деньги вы не получите. Никаких звонков и визитов — только официальная переписка.
  8. Найдите грамотного юриста и идите в суд. Требуйте компенсацию ремонта, судебных расходов и экспертизы.
  9. Даже если за дорогу отвечает коммунальная служба, сразу привлекайте местные власти к субсидиарной ответственности. Пусть отвечают за ущерб вместе: так для вас надежнее. Заодно заплатят штраф в пользу государства и в следующий раз будут тщательнее следить за дорогами.

Что делать – попал в яму и разбил машину?

  1. Включаем аварийный сигнал и не передвигаем авто с места ДТП.
  2. Выставляем знак аварийной остановки и вызываем сотрудников ГИБДД (с мобильного 112).

Пока едут инспекторы, приступаем к сбору доказательств:

  1. Нужно измерить размер ямы. Должна не соответствовать ГОСТУ (ниже опубликованы размеры).
  2. Делаем фотографии авто на местности. Должно быть отчетливо видно привязку к зданию или сооружению,желательно с табличкой адреса.
  3. Фотографируем повреждения машины и саму яму на дороге.Так же должно быть фото где четко видно номер автомобиля.
  4. Если присутствуют ограждения или дорожные знаки,так же фотографируем. Если они даже есть,то не обязательно установленны по правилам.
  5. Не лишним будет записать контакты свидетелей ДТП.

Обращение в дорожную службу

Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог, ответственными за их состояние, являются исполнительные органы государственной власти, администрация муниципальных образований, юридические и физические лица.

Отвечать за причинение ущерба из-за некачественного дорожного покрытия могут также обслуживающие организации, работающие по контракту с федеральной или местной администрацией.

К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.

Как избежать попадания в яму?

Как правило, суды занимают сторону потерпевшей стороны — водитель получает возмещение ущерба. Но лучше не доводить дело до прений и соблюдать правила безопасности.

Во время движения соблюдайте осторожность и будьте внимательны. Особенно это актуально в весеннее время, когда выбоин на трассах больше всего. Ямка может образоваться за один день, поэтому не нужно терять бдительность даже на знакомых участках пути. Если яма обнаружена в последний момент, не стоит стараться ее объехать — это только усугубит ситуацию и приведет к усилению удара. Лучше проехать препятствие, не виляя.

Читайте также:  Когда (во сколько лет) меняют паспорт: замена паспорта по возрасту

Соблюдая эти нехитрые правила, можно избежать ущерба, связанного с повреждениями машины. Но если неприятность все же произошла, спешно зовите сотрудников ГИБДД — компенсация ущерба возможна только при их вмешательстве.

При фиксации места происшествия и доказывании своей правоты в суде нужно обязательно учесть то, что плохое состояние дороги еще не является гарантией того, что водителю возместят компенсацию ущерба. Здесь очень важно доказать, что водитель выполнил все необходимые действия по предотвращению ДТП.

Если не будет достаточно доказательств, дорожная служба может обвинить владельца машины в том, что он не соблюдал необходимый режим движения, превышал скорость, был невнимателен при движении, притормозил слишком поздно и так далее. В результате никто ничего не выплатит.

Ведь правила дорожного движения гласят, что при плохом состоянии дорожного покрытия требуется соблюдать определенные ограничения по скорости. Во время движения водитель должен максимально оценивать дорогу. Если наблюдается впереди яма, автомобилист должен своевременно сбавить скорость и объехать препятствие.

Если же водитель не соблюдал осторожность да еще и нарушал ПДД, то в суде это сыграет не в пользу пострадавшего. Тогда компенсации ущерба можно не ждать.

Водителю важно доказать, что он предпринял все меры по предотвращению ДТП, но это не помогло. Либо доказать, что углубление невозможно было заметить вследствие погодных условий или из-за движения в темное время суток. К примеру, шел дождь, и яму залило, из-за чего ее не было видно.

Дорожники «сели в лужу»: как заставить оплатить ремонт провалившейся в яму машины

В Омске дорожную службу обязали оплатить ремонт машины, которая провалилась в полуметровую яму в луже. Водителю не хотели компенсировать полную стоимость ремонта, так как, по мнению местных судов, он мог объехать аварийный участок по другой дороге и тогда бы не попал в ДТП. Верховный суд объяснил, что степень вины дорожников не зависит от того, видно яму или нет. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов – подробнее. Водители не должны мерить лужи на дороге. Если яма – большая и нет соответствующих предупреждающих знаков, за поломку машины полностью отвечают дорожники. Это подтвердил Верховный суд, разбирая очередной случай, произошедший на разбитой дороге. В Омске водитель въехал в лужу, расположившуюся от бордюра до бордюра. Автомобиль провалился в глубокую яму, которую не было видно под водой. В итоге она залила двигатель. Инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца в этом нет. Он потребовал от дорожников оплатить ремонт, но местный суд взыскал с них только треть нужной суммы. По мнению судьи, водитель сам проявил грубую неосторожность – полез в лужу, хотя мог поехать в объезд. Местные дорожники объяснили, что в такие ДТП, когда машина проваливается в яму, чаще всего попадают невнимательные лихачи. Хозяева дорогих машин ездят аккуратнее, они редко обращаются в суды.

В дорожном законе есть пункт, на который можно списать любую аварию: при какой-либо опасности водитель должен сбросить скорость, вплоть до полной остановки, объясняет автоюрист Сергей Радько. Но в омской ситуации местные суды явно перестарались, так как разглядеть яму под водой просто невозможно.

РАДЬКО: Под грубой неосторожностью в подобных случаях понимается, например, нарушение правил дорожного движения. То есть, если, допустим, водитель ехал с большой скоростью, не учёл дорожные условия и это способствовало ДТП, то в этом случае в возмещении ущерба может быть отказано. Либо он может быть снижен. Если он никакого пункта правил не нарушил и никакого ограждения не было, то оснований думать, что он знал о наличии ямы в этой луже, тем более такой большой, здесь нет.

По ГОСТу дорожная выбоина 15 на 60 сантиметров и глубиной больше 5 сантиметров должна быть огорожена. Яма, в которую влетел водитель из Омска, была в 10 раз глубже нормы. Об этом напомнил Верховный суд, отправляя дело о компенсации на пересмотр. Водитель не обязан объезжать лужу, если нет ограждения или указателя «Объезд». В таких случаях можно смело подавать в суд на дорожников за разбитую машину. Но ремонтники тоже хитрят: ставят знак «Неровная дорога» ближайшие 5 – 15 километров. Подъезжая к такому участку, водитель должен понимать, что здесь выбоины – «в законе», говорит Сергей Радько, и пробитое в яме колесо никто не оплатит.

РАДЬКО: Если есть знак «Неровная дорога» и какое-то ограничение скорости, то в этом случае, если водитель этого не учёл и поехал дальше, тогда можно говорить о наличии в его действиях неосторожности, которая могла повлечь ущерб. Но если этих ограничений не было, то водитель не должен был полагать, что эта дорога ГОСТу не соответствует, есть какие-то скрытые под водой выбоины, открытые колодцы и т.п.

Наличие разбитых в дорожном провале деталей должен зафиксировать инспектор ГИБДД. Он составит справку о ДТП и дефектах дороги. Но всё, что меньше 5 сантиметров – это не яма. Юристы предупреждают: нередко инспекторы выносят определение об отказе в возбуждении дела. То есть, если водитель куда-то попал колесом – значит сам виноват, был неосторожен. В суде надо доказать, что автомобилист попал в ДТП из-за ямы неумышленно и физически не мог его избежать. Полис ОСАГО такие случаи не покрывает, да и по каско не всегда можно получить компенсацию.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *