Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: подача, сроки, обжалование
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: подача, сроки, обжалование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Сроки рассмотрения и решение
Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.
Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
- Служба основана 9 марта 2004-го.
- Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
- Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
- Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
- Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
- На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
- Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
- Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ
Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.
Предмет жалобы | Кто может подать жалобу | Сроки обжалования |
---|---|---|
Документация закупки. | Любая компания, физлицо. | До конца приема заявок. |
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. | Участник, который подавал заявку на участие. | В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола. |
Действия заказчика:
|
Участник, который подавал заявку. | До заключения контракта. |
Процедура аккредитации на площадке. | Пользователь, который проходит аккредитацию. | В течение 30 дней с момента обжалуемых действий. |
Нарушения проведения торгов. | Участник электронной процедуры. | В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке. |
Особенности подачи жалобы в ФАС
Если УК бездействует в ответ на замечание, можно обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Для написания жалобы даже нет необходимости сразу писать в управляющую компанию. ФАС изначально разрабатывалась, чтобы принимать меры в ответ на бездействие других уполномоченных органов. Так что если УК бездействует и не выполняет своей работы – это само по себе является серьезным основанием для разбирательства в ФАС.
С помощью инспекции могут проверить несоответствие тарифов к оказанным услугам, и принять меры в ответ на другие нарушения со стороны управляющих компаний. Важный нюанс – обращаться нужно в территориальное отделение. Подать жалобу можно онлайн, прямо на сайте. Образца не нужно – можно просто заполнить специальную форму.
Досудебный (ведомственный) порядок обжалования
К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.
Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.
В ведомственном порядке можно оспаривать:
- Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
- Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
- Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.
Не получится оспорить в административном порядке:
- Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
- Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
- Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
- Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.
Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.
Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:
- шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
- описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
- мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
- просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.
После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.
Могут ли возвратить жалобу в ФАС?
Если жалоба в ФАС на заказчика была оформлена не по стандартам или нет прямого подтверждения описанным событиям и сведениям – прошение могут возвратить. Стоит отметить, что если совершенные отдельным лицом или объединением действия уже были приняты во внимание судом или контролирующим органом – жалоба теряет силу.
Самые распространенные причины для отказа принятия заявления:
Жалоба в антимонопольную службу на банк или другую коммерческую организацию может быть отклонена по следующим причинам:
- в случае неуказанных анкетных данных в заявлении или обратного адреса, куда должен быть направлен ответ;
- если человек пытается обжаловать судебное решение, вынесенное ранее (при отказе документ возвращается заявителю);
- если обращение составлено с употреблением ненормативной лексики, оскорбительных выражений или угроз в сторону сотрудников ФАС;
- в случае, когда жалоба в антимонопольную службу на недобросовестную конкуренцию и другие действия не читаема или не понятна. Также не рассматриваются документы, написанные заглавными буквами, без использования знаков препинания и других орфографических правил русского языка;
- в ситуации, когда очередное обращение практически идентично предыдущим, на которые уже был направлен ответ, не содержит новых аргументов или доводов;
- в ситуации, когда ответное письмо на запрос не может не содержать сведений, которые являются федеральной или государственной тайной.
Законодательство не содержит каких-либо норм оформления жалоб любого типа, в том числе и жалоб в ФАС. Составляя жалобу, следует руководствоваться правилами делопроизводства, а именно:
- оформлять жалобу на бланке и заверять ее печатью, если жалоба подается юридическим лицом;
- прилагать к жалобе документы, подтверждающие ее доводы;
- начинать жалобу с наименования территориального органа ФАС, которому адресуется жалоба;
- указывать полные сведения о заявителе. Анонимные обращения граждан ФАС не рассматривает и не принимает;
- последовательно излагать события, которые послужили основанием для жалобы;
- внятно изложить просьбу к ФАС.
Я столкнулся с недобросовестной конкуренцией и хочу пойти сразу в суд, минуя антимонопольные органы. суд рассмотрит моё заявление?
Наверняка, у большинства юристов уже сложилась стойкая ассоциация: обнаружил недобросовестную конкуренцию — обращайся в антимонопольные органы.
Но я всё чаще ловлю себя на мысли о том, что иногда было бы лучше сразу обращаться в суд, минуя стадию административного разбирательства в антимонопольных органах.
Это сэкономит время на споры в «лишней» инстанции, особенно когда не ждёшь «сочуствия» от антимонопольных органов, сэкономит деньги клиента. Самое главное, — позволит выбирать, куда обращаться, то есть расширит возможности защиты, доступные «пострадавшему».
Я ведь не столько против антимонопольных органов, сколько за большую свободу выбора. В конце концов, и в административном процессе, предусмотренном ФЗ «О защите о конкуренции», есть свои несомненные плюсы (большие полномочия по истребованию доказательств + по моим наблюдениям, нарушители более трепетно относятся к запросам антимонопольных органов и достаточно хорошо их выполняют).
Так вот, можно ли так делать — обращаться непосредствено в суд по делам о недобросовестной конкуренции, минуя антимонопольные органы?
В законах прямого ответа на этот вопрос нет. Но есть правовая позиция, высказанная ВАСом РФ ещё в 2008 году:
Право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений.
Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.
Следовательно, если лицо за защитой своих прав обратится в арбитражный суд, не подавая до этого соответствующего заявления в антимонопольный орган, суд не может со ссылкой на пункт 2 статьи 148 АПК РФ оставить такое заявление без рассмотрения.
п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».
Казалось бы, вот он ответ — иди сразу в суд.
Но у меня сразу же возникают сомнения практического характера — действительно ли арбитражные суды рассматривают такие заявления? Если всё же рассматривают, то насколько качественно? Не подходят ли они к этому вопросу спустя рукава (мол, я бы никогда не взялся за это дело — пусть антимонопольщики этим занимаются, но раз так сказал ВАС РФ, то буду рассматривать)?
Этот вопрос пока однозначно решён в отношении одного вида недобросовестной конкуренции, упомянутого в пп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ:
Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.
Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.
Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.
В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.
Требования к заявлению о недобросовестной конкуренции
Жалоба в ФАС о недобросовестной конкуренции должна соответствовать следующим требованиям:
- подается на адрес подразделения ФАС в своем регионе с указанием ответственного должностного лица;
- документ должен содержать следующие данные о подающем ее субъекте: юридический адрес, наименование, вид деятельности, информация о контактном лице. При подаче его в электронном виде потребуется зарегистрироваться на сайте и указать электронный адрес или получать ответ в личном кабинете;
- заявление о недобросовестной конкуренции должно содержать фактические подтверждения обнаруженных правонарушений, которые попадают под требования законодательства. Потребуется указать следующее: статьи закона, которые были нарушены (ссылки), причины составления данного требования, данные о субъекте, на который совершил противоправные действия;
- потребуется приложить документальное подтверждение совершенного правонарушения или копии.
- Полный перечень порядка составления заявления и ответ на вопрос, как подать жалобу в ФАС по ссылке на нашем сайте.
При подаче жалобы нужно помнить о следующих сроках подачи жалобы:
- 10 дней – для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в Интернет, со дня такого размещения.
- 3 месяца – если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в Интернет, со дня такого размещения
- 3 месяца – обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей