Статья 204. Коммерческий подкуп
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 204. Коммерческий подкуп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как известно, согласно Уголовному кодексу, понятие взятки относится исключительно к должностным лицам- чиновникам, представителям государственных служб, руководителям предприятий государственной формы собственности. Однако коррупционные преступления встречаются не только в государственной сфере – не редкость они и в деятельности частных компаний. Для таких деяний предусмотрена отдельная статья – коммерческий подкуп. Согласно определению, данное преступление относится к экономическим и представляет собой получение неправомерной выгоды руководителем или занимающим определенную должность лицом в коммерческой структуре в обмен на оговоренные ранее действия или бездействие. Неправомерная выгода может заключаться как в денежных средствах, так и других активах или услугах (ценные бумаги, недвижимость, торговые преференции, отдых, медицинские услуги и т.д.). По сути, речь идет о взятке, только в коммерческих компаниях.
Отличие коммерческого подкупа от взятки
По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:
- моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
- цель этих правонарушений – корысть;
- вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.
Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.
№ | Основание для сравнения | Взятка | Коммерческий подкуп |
---|---|---|---|
1 | Статья Уголовного кодекса | Ст. 290, 291 | Ст. 204 |
2 | Сфера осуществления | Государственные и административные организации | Коммерческие организации |
3 | Вид правонарушения | Должностное | Коммерческое |
4 | Объект преступления | Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций | Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре |
5 | Потенциальные субъекты преступления | «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение | Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления |
6. | Время совершения правонарушения | Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия | Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния |
7. | Степень тяжести правонарушения | Небольшая | При передаче – небольшая, при получении – большая |
Ответственность за коммерческий подкуп несут как берущий откат, так и дающий его.
Сумма штрафа и строгость наказания зависят от способов и размером коммерческого подкупа. Самое серьёзное наказание — 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа — назначается за подкуп в особо крупном размере, совершённом группой лиц, совмещённом с вымогательством и незаконными действиями.
Значительным размером коммерческого подкупа признаётся сумма, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг или прав свыше 25 000 рублей, крупным размером — свыше 150 000 рублей, особо крупным — свыше 1 млн рублей. Как правило, собственники бизнеса редко обращаются в правоохранительные органы, если их управленцы попались на коммерческом подкупе, рассказал «Секрету» старший партнёр адвокатского бюро «Юрлов и партнёры» Владислав Цепков.
Отличие взятки от коммерческого подкупа
Взятка и коммерческий подкуп имеют схожие характеристики, но понятие взятки более распространено. И в первом, и во втором случае должностному лицу незаконно выплачивают определенное денежное вознаграждение, дарят материальные ценности или оказывают имущественные услуги, но в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.
Объясняется это тем, что взятка может быть незаконно выплачена таким субъектам, как должностные лица государственных организаций, органов самоуправления или муниципальных учреждений. Подкуп же осуществляется в отношении сотрудников коммерческих организаций, а также иных организаций, в отношении незаконных выплат сотрудникам которых нельзя применить термин «взятка».
Значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа — таблица
В зависимости от суммы полученных или переданных денег, а также стоимости другого имущества, размер коммерческого подкупа может быть:
- мелким;
- обычным;
- значительным;
- крупным;
- особо крупным.
Представим в виде таблицы:
Вид подкупа |
Размер в денежном выражении |
Мелкий |
От 0 до 10 000 руб. |
Обычный |
От 10 001 до 25 000 руб. |
Значительный |
От 25 001 до 150 000 руб. |
Крупный |
От 150 001 до 1 млн руб. |
Особо крупный |
Свыше 1 млн руб. |
Как доказать коммерческий подкуп
Бремя доказывания по уголовным делам ложится на правоохранительные органы. Работники следствия должны установить:
- имела ли место передача лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущества или прав на него, денег, ценных бумаг, а равно оказание ему имущественных услуг;
- причинно-следственную связь между действиями или бездействием специального субъекта, связанными с его трудовой деятельностью, в интересах третьих лиц и получением материальных или нематериальных благ от них;
- круг лиц, участвовавших в коммерческом подкупе;
- роль и степень участия в деянии всех его субъектов.
Говоря о доказывании, необходимо выделить 2 типа ситуаций. В первой сотрудники правоохранительных органов получают информацию о готовящемся или совершающемся преступлении. В таком случае необходимо действовать быстро и неожиданно для субъектов.
Требуется позаботиться о сокрытии информации о предстоящих следственных действиях от третьих лиц и обеспечить:
- по возможности задержание с поличным (если действия по передаче предмета преступления еще не совершены);
- допросы лиц, обладающих информацией, имеющей доказательственное значение по делу (фигурантов и свидетелей);
- проведение обыска на рабочих местах фигурантов, в домах и иных помещениях, где могут находиться вещественные доказательства.
Коммерческий подкуп является преступлением, посягающим на общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны собственности в Российской Федерации, и направленный против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Данный состав был закреплен в УК РФ первоначальной редакции, в связи с необходимостью охраны данных общественных отношений, появившихся в результате становления в нашем государстве рыночной экономики и свободы предпринимательства. С момента появления данного состава в 1996 г. он претерпевал неоднократные изменения, постоянно находился в поле зрения законодателя, что подчеркивает актуальность рассмотрения данного состава как элемента борьбы с преступлениями коррупционной направленности в Российской Федерации. Так, для законодательного регулирования данного вопроса принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции». В этом законе к коррупционным преступлениям относится не только получение и дача взятки, но и коммерческий подкуп. Важнейшую роль в борьбе с коррупцией, в том числе с коммерческим подкупом, играют уголовно-правовые средства.
Уголовная ответственность за передачу или получение коммерческого подкупа, предусмотренная ст. 204 Уголовного Кодекса Российской Федерации, призвана оградить от преступных посягательств общественные отношения в этой сфере, а также не допустить совершения такого рода коррупционных преступлений.
Не смотря на то, что за 2017 год на всей территории Российской Федерации было выявлено 29634 преступления коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 1,4 %, и доля коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) является очень незначительной и за последние годы снижается (Приложение 1), рассмотрение и дальнейшее изучение данного вопроса является весьма актуальным и приоритетным.
В первой части ст. 204 УК РФ предусмотрено преступление, объективной стороной которого могут выступать альтернативные действия: передача материальных благ лицу, ответственному за выполнение управленческих функций в организации, либо оказание этому лицу услуг имущественного характера. Передача материальных благ и оказание услуг производятся не бескорыстно, а в обмен на совершение управленцем действия (бездействия) в интересах предлагающего ценности, причем действие (бездействие) возможно совершить только благодаря работе на соответствующей управленческой должности.
Простыми словами объективную сторону коммерческого подкупа можно описать как «незаконное вознаграждение». На практике выгоду из преступления не всегда извлекает непосредственно дающий. Зачастую он представляет интересы какой-либо организации или предприятия. Во многом способы передачи такого нелегального вознаграждения, а также интересы дающего тождественны аналогичным понятиям в составе другого преступления, а именно – дачи взятки.
Составляющие коммерческого подкупа
- Предмет – материальные ценности (как наличные деньги, так и денежные средства в безналичном обороте; любое движимое или недвижимое имущество; ценные бумаги всех типов). Предметом рассматриваемого уголовного преступления могут также выступать услуги имущественного характера.
- Вышеуказанные ценности передаются работникам коммерческих или иных организаций (при условии, что эти работники отвечают за выполнение управленческих функций).
- Передача ценностей, равно как и оказание услуг, совершается в обмен на действие или бездействие, напрямую связанное с занятием определенного служебного положения.
- Действия «дающего и берущего» взаимообусловлены.
В теории уголовного права состав коммерческого подкупа считается формальным. Преступление окончено с фиксированного момента передачи незаконного вознаграждения – пусть даже не полностью, а частично. Для признания этого преступления оконченным совершение конкретного действия (бездействия) лицом, ответственным за выполнение управленческих функций в коммерческой или другой организации, не требуется.
Чем отличается взятка от подкупа
Рассмотрим основные характеристики взяток:
- Деньги передаются государственному чиновнику.
- Этот сотрудник имеет право предоставлять льготы данному лицу.
- Взаимная выгода, о которой стороны договариваются заранее.
Рассмотрим основные характеристики коммерческого подкупа:
- Денежные средства передаются представителю управленческой структуры коммерческой организации.
- Взаимная выгода обнаруживается на уровне деловой активности.
- Обе стороны несут ответственность за взяточничество.
Предмет коммерческого подкупа
Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:
- дача денег (рублей или валюты);
- передача в собственность ценных бумаг;
- передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
- предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
- возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
- предоставление ему различных имущественных услуг;
- списание кредита;
- погашение займа, взятого получателем мзды;
- отзыв судового иска;
- «откаты»;
- дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
- завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.
Предмет коммерческого подкупа
Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:
- дача денег (рублей или валюты);
- передача в собственность ценных бумаг;
- передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
- предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
- возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
- предоставление ему различных имущественных услуг;
- списание кредита;
- погашение займа, взятого получателем мзды;
- отзыв судового иска;
- «откаты»;
- дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
- завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.
Комментарий к ст. 204.1 УК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за посредничество в коммерческом подкупе. Объективная сторона этого деяния заключается в непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо в ином способствовании этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере. Таким образом, посредник может выступать как на стороне лица, дающего предмет подкупа, так и на стороне лица, его получающего, при ином содействии в коммерческом подкупе (о понятии предмета подкупа см. комментарий к ст. 204).
Для наличия состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо, чтобы стоимость предмета подкупа была не менее 25 тыс. руб. (значительный размер). Если же стоимость предмета подкупа менее 25 тыс. руб., то деяние следует квалифицировать как пособничество в передаче коммерческого подкупа или его получении.
При отграничении непосредственной передачи предмета подкупа по поручению лица, осуществляющего подкуп (посредничество в коммерческом подкупе), от дачи подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, за действия (бездействие) по службе в пользу лица, дающего предмет подкупа, или представляемого им физического либо юридического лица, следует исходить из того, что посредник передает предмет подкупа, действуя от имени и за счет имущества лица, дающего подкуп. В отличие от посредника лицо, осуществляющее подкуп, использует в качестве предмета подкупа принадлежащее ему имущество или имущественное право или оказывает услугу имущественного характера за счет собственных средств или средств, которыми он владеет.
Иное способствование подкупаемому или подкупающему в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче предмета подкупа может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены: передача предложения о даче (получении) подкупа за оказание услуги, ведение переговоров по поручению лица, выполняющего управленческие функции или дающего предмет подкупа, подыскание соответствующего лица, выполняющего управленческие функции, склонение его к оказанию содействия подкупающему и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование в осуществлении коммерческого подкупа или в достижении соглашения между соответствующими субъектами.
Состав преступления является формальным. Посредничество в коммерческом подкупе является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей (при передаче) или совершении указанных выше действий (при ином способствовании в коммерческом подкупе).
В случаях, когда лицо, выполняющее управленческие функции, отказалось принять предмет подкупа, действия посредника следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.
Принятие предмета подкупа субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и в случае задержания лица, не успевшего передать взятку адресату, квалифицируется как покушение на посредничество в коммерческом подкупе (взяточничестве) (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 204.1 УК РФ).
2. От посредничества в коммерческом подкупе следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции, в качестве предмета подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 204.1 УК РФ). Если же такой мнимый посредник еще и склоняет лицо к даче подкупа, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу коммерческого подкупа (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 204.1 УК РФ). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции, которому предполагалось передать предмет подкупа.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает предмет подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, или иным образом способствует осуществлению коммерческого подкупа и желает совершить указанные действия.
4. Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничества в коммерческом подкупе, совершенного:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
в) в крупном размере (о данных квалифицирующих признаках см. комментарий к ст. 204).
6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрен такой квалифицирующий признак, как особо крупный размер (свыше 1 млн руб. — п. 1 примеч. к ст. 204 УК РФ).
7. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе.
Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.
Предложение посредничества в коммерческом подкупе означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего предмет подкупа или интересах представляемых им лиц.
И обещание, и предложение посредничества в коммерческом подкупе относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником в подкупе.
По смыслу закона, если лицо, обещавшее либо предложившее посредничество в коммерческом подкупе, впоследствии совершило преступление, предусмотренное ч. 1 — 3 ст. 204.1 УК РФ, содеянное им квалифицируется по соответствующей части этой статьи как посредничество в коммерческом подкупе без совокупности с ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.
В случае когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество в коммерческом подкупе, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, либо посреднику, и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.
8. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником в коммерческом подкупе. Оно освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Условия освобождения от уголовной ответственности посредника в коммерческом подкупе аналогичны условиям освобождения лица, совершившего дачу подкупа (см. комментарий к ст. 204).
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)
Непосредственным объектом коммерческого подкупа является нормальная деятельность аппарата управления коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Предметом преступления выступают деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.), иные имущественные права. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 9 июля 2013 г.
№ 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»[1] разъяснил, что имущественные права подразумевают как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности.
Статья 204 УК РФ включает два самостоятельных преступления:
- 1) незаконную передачу вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. 1 и 2);
- 2) незаконное получение такого вознаграждения (ч. 3 и 4).
- Объективная сторона первого из них включает следующие действия: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества; незаконное оказание этому лицу услуг имущественного характера либо предоставление иных имущественных прав.
- Оба эти действия совершаются для того, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, в интересах вручившего деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказавшего услуги имущественного характера либо предоставившего иные имущественные права совершило какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (например, сообщило сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну, заключило сделку или отказалось от ее заключения).
- Такие действия могут быть совершены как до получения незаконного вознаграждения, так и после его получения.
Состав рассматриваемого преступления формальный, и оно признается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо части услуг имущественного характера независимо от того, совершены или нет в пользу предоставившего вознаграждение лица какие-либо действия (бездействие). Если вознаграждение не было принято по независящим от вручающего обстоятельствам, то содеянное образует покушение на коммерческий подкуп.
- Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
- Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого преступления является цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением.
- Субъект преступления — любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалифицированным видом преступления согласно ч. 2 ст. 204 УК РФ признается коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за заведомо незаконные действия (бездействие).
В ч. 3 ст.
204 УК РФ установлена ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Это общая характеристика второго самостоятельного преступления, включенного в нормы ст. 204 УК РФ.