Что такое Евросоюз и как он устроен

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое Евросоюз и как он устроен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

Для тех, кто желает посетить страну «Битлз» и Шерлока Холмса, будет актуален вопрос: входит ли Англия в Шенген или нет. В 2019 году для въезда в Соединенное Королевство потребуется оформление британской визы. Дело в том, что Великобритания не входит в Шенгенскую зону. Процесс получения визы начинается с подготовки анкеты, которую нужно заполнить на сайте посольства. Её необходимо распечатать, заверить своей подписью и вклеить фотографию в предусмотренное для этого место. Далее понадобятся:

  • загранпаспорт, срок действия которого должен истекать не ранее чем через полгода с момента окончания поездки;
  • ещё одна фотография;
  • справка с работы, в которой есть сведения о должности и ежемесячном доходе (для пенсионера – пенсионное удостоверение).

Страны, входящие в Евросоюз (с 2020 года)

  • Австрия (1995 год)
  • Бельгия (1957 год)
  • Болгария (2007 год)
  • Венгрия (2004 год)
  • Германия (1957 год)
  • Греция (1981 год)
  • Дания (1973 год)
  • Ирландия (1973 год)
  • Испания (1986 год)
  • Италия (1957 год)
  • Кипр (2004 год)
  • Латвия (2004 год)
  • Литва (2004 год)
  • Люксембург (1957 год)
  • Мальта (2004 год)
  • Нидерланды (1957 год)
  • Польша (2004 год)
  • Словакия (2004 год)
  • Словения (2004 год)
  • Португалия (1986 год)
  • Румыния (2007 год)
  • Финляндия (1995 год)
  • Франция (1957 год)
  • Хорватия (2013 год)
  • Чехия (2004 год)
  • Швеция (1995 год)
  • Эстония (2004 год)

Кандидаты на вступление в Евросоюз:

  • Албания
  • Исландия
  • Македония
  • Сербия
  • Турция
  • Черногория

Страны вышедшие из Евросоюза:

  • Великобритания (вышла 1 февраля 2020 года)

Суть Европейского Союза (ЕС)

ЕС начинался как Европейское сообщество угля и стали, которое было основано в 1950 году и состояло всего из шести членов: Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов. Он стал Европейским экономическим сообществом в 1957 году в соответствии с Римским договором, а затем стал Европейским сообществом (ЕС).

Первоначально в центре внимания ЕС была общая сельскохозяйственная политика, а также устранение таможенных барьеров. ЕС первоначально расширился в 1973 году, когда присоединились Дания, Ирландия и Великобритания. Европейский парламент, избранный прямым голосованием, вступил в должность в 1979 году.

В 1986 году Единый европейский акт закрепил принципы внешнеполитического сотрудничества и расширил полномочия сообщества на его членов. Акт также формализовал идею единого европейского рынка.

Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года, и Европейский Союз (ЕС) заменил ЕС. В соответствии с соглашением был создан евро, который должен стать единой валютой ЕС. Евро дебютировал 1 января 1999 года. Дания и Великобритания согласовали положения об отказе от использования, которые позволили им сохранить свои собственные валюты.

Несколько новых членов ЕС еще не выполнили критерии для перехода на единую валюту евро.

Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав человека и человеческого достоинства. Функционирование ЕС обеспечивается 7 основными институтами:

  1. Европейский парламент.
  2. Европейский совет.
  3. Европейская комиссия.
  4. Совет Европейского Союза.
  5. Суд Европейского Союза.
  6. Европейский суд аудиторов.
  7. Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны доминируют в союзе. К 2021 году, например, 4 страны — Германия, Франция, Италия и Великобритания — внесли более половины общего бюджета ЕС. Для сравнения, совокупная доля стран Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии — составила менее 1 процента. После Brexit ситуация начинает меняться.

Многие государства-члены ЕС получают значительные средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые намного превышают их первоначальные взносы. Таким образом, они теряют часть своего суверенитета и возможность влиять на важные решения в рамках Европейского Союза. На протяжении многих лет Германия была политическим и экономическим лидером ЕС.

История создания Евросоюза

Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.

1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

1993 году — вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт — создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.

Дизайн и флаг Европейского Союза

Флаг Европейского Союза отличается своими двенадцатью золотыми звездами, установленными на лазурно-синем поле.

Дизайн флага был одобрен и принят Советом Европы (СЕ) в 1955 году и с тех пор является символом, представляющим Европу в целом.

Совет призвал другие европейские организации принять его, и это привело к тому, что Европейские сообщества (ЕС) приняли его в 1985 году.

Европейский Союз (ЕС) после своего образования в 1993 году унаследовал флаг и его использование от ЕС.

В настоящее время флаг широко используется в официальной деятельности ЕС, а также Совета Европы.

Как сформировался (возник) ЕС

В 1945 году закончилась Вторая мировая война.

Многим лидерам в Европе и во всем мире стало очевидно, что это трагическое разрушение в значительной степени явилось результатом многовековых прецедентов укоренившейся ксенофобии и воинствующего национализма.

Действительно, и Муссолини в Италии, и Гитлер в Германии смогли увидеть, как их приход к власти осуществился только путем распространения страха и недоверия среди своих соотечественников по отношению к другим странам и даже к представителям не доминантных культур меньшинств в своей собственной.

В результате несколько национальных лидеров со всей этой новой Европы после Второй мировой войны начали работать вместе, чтобы найти решения, которые укрепили бы сотрудничество и доверие между другими европейскими странами.

В то же время, однако, Советский Союз и другие Социалистические республики по всей Европе и за ее пределами все больше выступали против капиталистических стран в новой «холодной войне», войне идеологий между рыночной экономикой и коммунизмом.

Главенствующие позиции в структуре Евросоюза заняли Европейский совет и Европейская комиссия. Помимо них в рамках ЕС сформировались и были учреждены другие органы, наделенные следующими полномочиями:

  • Европейский совет. Высший политический орган Евросоюза, в который входят руководители государств и правительств стран, имеющих членство в ЕС, а также председатели Еврокомиссии (на 2022 год – Урсула фон дер Ляйен) и Евросовета (на 2022 год – Шарль Мишель). Основной миссией является выработка генеральной линии политической интеграции. Заседает не менее четырех раз в год. ЕС наделен полномочиями изменять основополагающие договоры.
  • Европейская комиссия. Высший орган исполнительной власти. Состоит из 27 членов – представителей государств. Формируется каждые пять лет. Каждый из членов отвечает за определенную политическую сферу. Комиссия обеспечивает повседневную работу Евросовета и обладает значительными полномочиями в различных областях. Рабочие языки – английский, французский, немецкий.
  • Совет (неофициально – Совет министров). Законодательный орган. Состоит из 27 министров правительств в зависимости от повестки обсуждаемых вопросов.
  • Европейский парламент. Законодательный орган. Собрание из 705 депутатов, напрямую избранных сроком на пять лет гражданами государств-членов ЕС. Председатель избирается на два с половиной года. Контролирует работу Еврокомиссии и обладает полномочиями к ее роспуску, а также имеет право мнения при приеме в ЕС новых членов и заключении соглашений.
  • Суд Европейского союза. Судебный орган высшей инстанции. Состоит из 27 судей – по одному от каждого государства. Назначаются сроком на шесть лет с возможностью пролонгации. Регулирует разногласия между членами ЕС, между государствами и самим ЕС, между органами ЕС. Дает заключения по международным соглашениям, обладает правом наложения штрафов на государства-члены ЕС.

Страны, не входящие в ЕС

Страна Статус
1 Албания Кандидат
2 Андорра
3 Армения
4 Азербайджан
5 Беларусь
6 Босния и Герцеговина Потенциальный андидат
7 Ватикан
8 Великобритания Вышла из состава ЕС
9 Грузия
10 Исландия
11 Косово Потенциальный андидат
12 Лихтенштейн
13 Молдова
14 Монако
15 Норвегия
16 Россия
17 Сан-Марино
18 Северная Македония Кандидат
19 Сербия Кандидат
20 Турция Кандидат
21 Украина
22 Черногория Кандидат
23 Швейцария

Внешняя политика Великобритании для геополитической эпохи

Если мировоззрение, стоящее за Глобальной Британией, действительно является иллюзией, Британии после Brexit нужна внешняя политика, отражающая ее новый статус за пределами ЕС. Первый шаг — понять, чего страна хочет и в чем нуждается от своей внешней политики, и какую внешнюю политику может поддержать британское общество.

С этой целью Европейский совет по международным отношениям поручил Datapraxis опросить британскую общественность. Неудивительно, что общий вывод из опроса состоит в том, что общественность мало интересуется внешней политикой и по большинству острых вопросов публика разделилась достаточно поровну. «Не знаю» — главный ответ на большинство вопросов. Почти половина респондентов (46%) не высказали никакого мнения о масштабном продвижении Интегрированного обзора в Индо-Тихоокеанский регион. Это безразличие дает политическому руководству широкие возможности для определения внешней политики, что убедительно продемонстрировало правительство Джонсона. Тем не менее, в этой довольно либеральной среде проглядывают некоторые общественные предпочтения и даже требования к британской внешней политике. Во-первых, британская общественность в целом стремится к независимости и суверенитету. Британское решение покинуть ЕС имеет сложное происхождение, но, очевидно, главным мотивом было желание позволить Британии самой решать спорные вопросы — как часть того, что Джонсон с гордостью провозгласил «восстановивший суверенитет». В этом вопросе правительство, похоже, следует духу возрастающей националистической эпохи. Многие граждане Великобритании рассматривают страны, которые чаще всего упоминаются в качестве ключевых собеседников Великобритании, включая США, Францию, Германию и Индию, как «необходимых партнеров», а не как союзников, разделяющих ее ценности. С точки зрения общественности, Великобритания, похоже, не имеет особых отношений ни с одной страной (за единственным исключением Австралии: Анзаки, Бонди-Бич и крикет по-прежнему имеют большее значение, чем недавняя роль страны в качестве ведущей климатической страны-вредителя). Более ранний опрос ECFR показал, что граждане ЕС придерживаются аналогичного инструментального взгляда на международные отношения.

Читайте также:  Бизнес в Татарстане ждет глобальный налоговый аудит

Помимо строгости членства в ЕС, Великобритания взяла на себя целую сеть международных обязательств, отчасти потому, что британские политики увидели чистое преимущество в ограничении свободы Великобритании в качестве платы за ограничение свободы других. Таким образом, Великобритания стремилась изменить мир вокруг себя так, чтобы он лучше соответствовал ее национальным интересам, по сути, помогая стране оставаться хозяйкой своей судьбы.

Отсутствие энтузиазма у общественности по отношению к США, похоже, распространяется на то, что они вступают в конфликт с Китаем. 55% респондентов считают, что между США и Китаем уже идет «холодная война». Более того, 45% считают, что «сдерживание» Китая необходимо, но среди них только 39% считают, что в этом должна участвовать Великобритания. 46% — и большинство тех, кто имеет мнение по этому вопросу — предпочли бы сохранять нейтралитет в случае войны между США и Китаем. Опять же, граждане Великобритании придерживаются тех же взглядов, что и их коллеги из ЕС.

Тем не менее, сотрудничество совместимо с общественным требованием суверенитета и независимости, если Великобритания сможет поддерживать разнообразие партнеров и избегать чрезмерной зависимости от какого-либо одного партнера. В международных делах моногамия — враг суверенитета. Действительно, в той мере, в какой у Великобритании была «большая стратегия» за последние полвека, она заключалась именно в том, чтобы избежать необходимости выбирать между Америкой и Европой. Таким образом, достижение баланса между США и ЕС занимает центральное место в любой эффективной стратегии Великобритании. Нынешнему британскому правительству может быть легче работать с Вашингтоном. Тем не менее, в самых разных вопросах, от изменения климата до подъема Китая, простая география диктует, что интересы и приоритеты Великобритании требуют более тесного сотрудничества с ЕС, чем с США. Слишком тесно согласовываться с любой из них означает утратить способность самостоятельно принимать решения, за которую, как утверждают сторонники Brexit, так упорно боролись.

На практике это будет означать, что Великобритании придется проводить триангуляцию между США и ЕС по целому ряду вопросов. Триангуляция не означает необходимости служить мостом или посредником. США и ЕС не нуждаются и не хотят, чтобы Британия, по словам тогдашнего премьер-министра Тони Блэра, «наводила мосты взаимопонимания между США и Европой» (США и ЕС всегда удавалось общаться друг с другом самостоятельно — как показала встреча Байдена с европейскими лидерами в июне 2021 года, в результате которой был составлен полный список дел между США и ЕС.) Скорее, триангуляция означает использование различных формы влияния на обоих партнеров, чтобы приблизить их к позиции Великобритании. Изменение климата и регулирование технологий служат примерами того, как это может работать в широком спектре внешнеполитических вызовов Великобритании.

Ожидаемое время обработки

Вам не нужно связываться с нами после подачи заявки. Мы свяжемся с вами, если нам понадобится дополнительная информация. Пока ваше заявление обрабатывается, ваш статус в Великобритании не изменится.

Обычно обработка полных заявок занимает около 5 рабочих дней, если не требуется дополнительная информация, но это может занять до месяца.

Обработка вашей заявки может занять больше месяца, если:

  • нам нужно запросить у вас дополнительную информацию
  • вы подаете заявку как несовершеннолетний, и ваша заявка не связана с взрослым
  • вы подаете заявление на бумажном носителе — например, если ваше заявление основано на производном праве на проживание в Великобритании
  • у вас есть соответствующая судимость
  • вы не являетесь гражданином ЕЭЗ или Швейцарии и подаете заявление на основании отношений, на которые вы не ссылались в предыдущем заявлении в Министерство внутренних дел

Политические инициативы и развитие ЕС

Первоначальное сообщество ЕОУС функционировало за счет делегирования части полномочий надгосударственному образованию, где заседали представители стран-участниц:

  1. члены парламентов;
  2. национальные министры;
  3. судебные органы.

Однако интересы тяжелой промышленности, завязанной на уголь со сталью, не могли оставаться в центре внимания на протяжении длительного времени. В свете этого подписание Римского договора обретало особое значение, поскольку:

  1. ЕЭС фокусировался на формировании единого европейского рынка и глобальной экономической интеграции;
  2. Евратом ставил приоритетом энергетическую безопасность.
Читайте также:  Письмо ФНС РФ от 23.03.2021 N БС-4-11/3759@

Этот этап можно смело называть формированием фундамента европейской экономической базы, за счет которой впоследствии все больше стран захотели стать частью большой европейской семьи.

Стоит отметить, что идеи полноценного слияния в «надгосударство» появились в 1965 году и начали воплощаться в 1967-м. Если ранее ЕОУС, ЕЭС и Евратом действовали более-менее независимо, теперь их встречи проходили в одних и тех же зданиях и под надзором единых органов:

  1. Совета – коллегии министров стран-участниц;
  2. Еврокомиссии – исполнительного органа, формирующего общее законодательство.

Создание общих политических органов изменило восприятие европейского рынка. Отныне речь шла не о «диком капитализме» с желанием нажиться за счет сделок, а о добрососедском партнерстве, в равной степени поднимающем экономику каждой стороны.

Всего через десять лет произошло дополнительное облегчение торговых взаимодействий. Создание в 1978-м общей валютной системы упростило торговлю между странами – отпала необходимость полагаться на доллар в качестве универсальной единицы обмена, а сами операции осуществлялись намного быстрее.

Создание европейского союза

Ужаснувшись разрушениям Второй мировой войны, Роберт Шуман, глава МИД Франции, выступил с предложением объединения угольной и сталелитейной промышленностей Европы. По его мнению, такой шаг позволил бы максимально связать экономически страны между собой и избежать подобных катастрофических событий в будущем.

В 1951 году шесть стран подписали Парижский договор, ознаменовав создание Европейского объединения угля и стали. В числе подписантов:

  • Франция;
  • Королевство Бельгия;
  • Италия;
  • Западная Германия;
  • Королевство Нидерландов;
  • Великое Герцогство Люксембург.

Благодаря стремительному росту торговых отношений в марте 1957 года были подписаны Римские соглашения, которые заложили фундамент для создания современного Европейского союза. Список дополнили Ирландия и Великобритания. В 1973 году – Датское Королевство, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия.

Основой для создания Европейского союза в современном представлении послужил Маастрихтский договор, заключенный в ноябре 1993 года. На основании договора ввели единую европейскую валюту – Евро.

В 1995 году членство ЕС пополнили Швеция, Финляндия и Австрия. В 2004 году количество участниц увеличилось на 10 стран:

  • Эстония;
  • Чехия;
  • Венгрия;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Республика Кипр;
  • Словения;
  • Словакия;
  • Мальта;
  • Польша.

С пополнением к ЕС присоединялись территории, которые политически относятся к стране-участнице, но располагаются вне материка. Франция обогатила организацию Французской Гвинеей, Майоттой, Гваделупой, Мартиникой, Сен-Мартеном, Реюньоном. С Испанией к ЕС присоединились Канарские острова, провинции Сеута и Мелилья. Португалия пополнила объединение Азорскими островами и Мадейрой.

Государства-члены Евросоюза

В Евросоюз входит 28 стран:

  • Австрия (1995 год)
  • Бельгия (1957 год)
  • Болгария (2007 год)
  • Великобритания (1973 год)
  • Венгрия (2004 год)
  • Германия (1957 год)
  • Греция (1981 год)
  • Дания (1973 год)
  • Ирландия (1973 год)
  • Испания (1986 год)
  • Италия (1957 год)
  • Кипр (2004 год)
  • Латвия (2004 год)
  • Литва (2004 год)
  • Люксембург (1957 год)
  • Мальта (2004 год)
  • Нидерланды (1957 год)
  • Польша (2004 год)
  • Словакия (2004 год)
  • Словения (2004 год)
  • Португалия (1986 год)
  • Румыния (2007 год)
  • Франция (1957 год)
  • Финляндия (1995 год)
  • Хорватия (2013 год)
  • Чехия(2004 год)
  • Швеция (1995 год)
  • Эстония(2004 год)

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, и Черногория.

Создание НАТО началось с событий 1947-1949 годов, которые
способствовали обострению международной обстановки. Они проявились в угрозе
суверенитету таких стран, как Норвегия, Греция, Турция, перевороту в
Чехословакии, который произошел в 1948 году, а также в блокаде Западного
Берлина. В результате подписания Брюссельского договора Бельгией, Нидерландами,
Великобританией, Люксембургом и Францией участники создали общую оборонительную
систему. Позже, после проведения переговоров с Канадой и США, в апреле 1949
года был подписан Вашингтонский договор, согласно которому выстроилась система
общей обороны 12 стран. Участницами этого договора стали Бельгия,
Великобритания, Исландия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Люксембург, Португалия,
Норвегия, Франция и США.

В связи с международными событиями страны-члены НАТО
создали Организацию Североатлантического договора, которая и получила название
в виде аббревиатуры — НАТО. В 1952 году членами этой организации стали Турция и
Греция. Позже, в 1955 году к ним присоединилась ФРГ, а в 1982 — Испания.
Постепенно список стран-членов НАТО пополнялся.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *