Внеплановая специальная оценка условий труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внеплановая специальная оценка условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обеспечению безопасности труда законодатель уделяет особое значение.
Нарушение порядка или сроков проведения СОУТ чревато в лучшем случае предупреждением или взыщут штраф (п. 2 ст. 5. 27.1 КоАП РФ).
Кроме того, что руководителю придется заплатить 5-10 тыс. рублей в доход государства, одновременно само предприятие, выступающее юрлицом, может понести убытки в размере 60-80 тыс. рублей.
К административной ответственности привлекают и предпринимателей, использующих наемных рабочих.
Если повторно будут выявлены аналогичные нарушения:
∙ сумма штрафа значительно увеличится;
∙ может грозить дисквалификацией сроком 1-3 года.
На 3 месяца могут приостановить деятельность, что влечет для работодателя определенный материальный ущерб.

Когда проводить внеплановую специальную оценку условий труда?

В соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  1. организация новых рабочих мест на предприятии;
  2. получение предписания ГИТ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда;
  3. изменения, которые могли оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
    • изменение состава применяемых материалов и сырья;
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
  4. случаи, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов
    • несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
    • выявленное профессиональное заболевание;
  5. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Сроки проведения внеплановой СОУТ

В зависимости от того, какая причина послужила основанием назначения процедуры, устанавливаются сроки ее выполнения.

Срок проведения внеплановой СОУТ
В течение 6 месяцев, если: В течение 12 месяцев, если:
Произошёл несчастный случай Ввели новые рабочие места
ГИТ выдал предписание на проведение внеплановой СОУТ Изменился технологический процесс
Изменился состав матерналов и сырья Замена производственного оборудования
Профсоюз выступил с мотивированным предложением
Выявили профзаболевание из-за воздействия вредных и опасных факторов
Перешли на использование других СИЗ

Какой порядок внеплановой специальной оценки условий труда?

  1. Формирование ответственной за специальную оценку условий труда комиссии. Утверждение состава и полномочий участников закрепляются изданием приказа руководством предприятия, ответственного за организацию и проведения специальной оценки.
  2. Формирование членами утвержденной комиссией СОУТ перечня рабочих мест, требующих оценки условий труда на них, а также перечня показателей и опасных, вредных производственных факторов, подлежащих замерам.
  3. Выбор ответственного исполнителя (фирмы), заключение договора.
  4. Формирование исполнителем СОУТ графика, плана, согласование с фирмой-заказчиком положений этих документов. Подписание договора.
  5. Ответственные за специальную оценку условий труда лица (представители компании-исполнителя) проводят замеры, контроль показателей.
  6. Формирование отчетов представителями фирмы-исполнителя.
  7. Утверждение, передача сведений уполномоченным гос. органам и службам (Федеральная информационная система, ФСС и др.).

Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановая СОУТ проводится на рабочих местах, подходящих под критерии проведения внеплановой спецоценки по ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, производится (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  1. В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, приведенных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

То есть, при вводе новых рабочих мест, при изменении технологических процессов или оборудования, способных повлиять на воздействие вредных и опасных факторов. Отметим, что вводом нового рабочего места считается в том числе перемещение ранее действовавшего места в другое помещение (письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).

  1. В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, перечисленных в п. 2, 4-7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
Читайте также:  Объявления по запросу «на границу за миграционной картой» в Москве

К группе обстоятельств, по которым срок внеплановой специальной оценки условий трудасоставляет 6 месяцев, положениями закона отнесены:

  • получение предписания Гострудинспекции, основанием для которого послужили установленные в ходе проверки нарушения требований положений трудового законодательства;
  • выявление у работника профзаболевания, явившегося следствием влияния производственных факторов (что должно быть подтверждено установленным образом);
  • несчастный случай, зафиксированный на производстве;
  • изменения свойств и состава используемого в производстве сырья, применение которого существенно влияет на уровень воздействия на сотрудников;
  • смена средств индивидуальной, коллективной защиты (если это может повлиять на ее уровень);
  • профсоюзным органом, либо его представителем, внесены (в том числе с учетом отмеченных выше возражений от работника предприятия) мотивированные предложения в интересах персонала, внедрение которых требует проведения внеплановой СОУТ.

Отдельно обратим внимание на специфику определения сроков проведения спецоценки при возникновении обстоятельств, перечисленных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. С одной стороны, может показаться, что данные сроки никак не регламентированы Законом № 426-ФЗ, поскольку в ст. 17 Закона № 426-ФЗ сроки прямо конкретизированы только по случаям, определенным этой статьей. Но это не так: следует обратить внимание на конкретные формулировки по таким случаям, и сопоставить их со случаями, указанными в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. Выяснится, что:

  • несчастный случай и профзаболевание — первые два основания для ВСОУТ по ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, указаны в п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ;
  • предписание от трудинспекции по нарушениям — третье основание для ВСОУТ по ст. 11, указано в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Работы по внеплановой оценке условий труда проводятся в определенной последовательности.

  • Сбор уполномоченной комиссии на основании приказа руководителя.
  • Определение перечня рабочих мест, которым требуется срочная внеплановая проверка.
  • Подбор организации для проведения оценочных процедур.
  • Заключение договора на проведение ВСОУТ. В документе отображаются особенности проверки рабочих мест, стоимость услуг, ответственность сторон и прочие параметры сотрудничества.
  • Проведение внеплановой проверки согласно требованиям действующих нормативов. Рабочие места оцениваются по отдельности или группой.
  • Оценка данных, полученных при проверке. Подготовка отчетных документов с присвоением категорий опасности проинспектированным местам.
  • Передача документации членам комиссии.
  • Утверждение отчета путем формирования соответствующего приказа.
  • Информирование сотрудников предприятия о результатах инспекции.

В завершении подготавливается декларация установленного образца. Она содержит сведения о результатах проверки и условиях труда на предприятии, передается в надзорный орган.

Ситуации, в которых не требуется внеплановая проверка

Для проведения специальной оценки отсутствуют основания в следующих случаях.

  • Проведение реорганизационных действий не привело к изменению техпроцессов или оснащения предприятия. Процедура затронула наименование организации, ее реквизиты или имя руководителя (для ИП).
  • Переименование должностей без фактического изменения их функционала и условий труда.
  • Прием на работу нового исполнителя без изменения условий труда на предназначенном для него рабочем месте.
  • Причиной несчастного случая явилось действие посторонних. При этом отсутствовали грубые производственные нарушения со стороны сотрудников предприятия.
  • Место, в рамках которого произошел несчастный случай, не закреплено за сотрудником организации.

По каждому из перечисленных случаев профсоюз может потребовать внеплановое проведение СОУТ. При подобном развитии событий избежать внеочередной инспекции не удастся.

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Внеплановая и плановая СОУТ должны проводиться в следующих случаях:

  • на проведение соответствующих действий был издан приказ от Роструда;
  • имел место быть несчастный случай, повлекший за собой тяжелые последствия (травмы, летальный исход);
  • на рабочих местах в ходе проверок были обнаружены заболевания, являющиеся последствием негативного влияния на сотрудников опасных производственных факторов (другими словами, профессиональных заболеваний);

Оценка труда на разных объектах

  • введены новые рабочие места;
  • компания начала применять новое оборудование, сырье или материалы, которые ранее не использовала;
  • в целях защиты от производственных вредных факторов централизованно внедрены средства индивидуальной защиты;
  • предложение мотивировано и выдвинуто органом работников или профсоюзной организацией.

Важно! Рабочие места до СОУТ должны быть обустроены и оборудованы, иначе проверка будет невозможной.

Как оформить приказ о проведении спецоценки

В приказе раскрываем следующую информацию:

  1. Определяем дату начала проведения спецоценки
  2. Состав комиссии для проведения спецоценки
  3. Утверждаем список мест работников, где нужно провести спецоценку
  4. Дается указание о составлении графика мероприятий спецоценки с указанием конкретных дат
  5. Назначается ответственный специалист, который будет хранить все документы по СОУТ

Приказ подписывает директор организации.

Отдельным приказом нужно утвердить план проведения мероприятий по спецоценке. В таком приказе указывается:

  • Проводится плановая или внеплановая проверка
  • Сколько рабочих мест будет подвергнуто проверке
  • На каких рабочих местах спецоценка будет проводиться в первую очередь
  • График проведения оценки выносится отдельным приложением к приказу
  • Назначается лицо, ответственное за подготовку и передачу специализированной организации пакета документов, необходимых для проведения спецоценки

Приказ подписывает руководитель предприятия и должностные лица, задействованные в проведении оценки.

Приведем сравнение приказов в таблице.

Приказ о проведении СОУТ Приказ об утверждении графика мероприятий
Наименование организации
Номер и дата приказа

Наименование приказа

Преамбула приказа

Утверждает дату начала спецоценки Плановая или внеплановая проверка проводится
Утверждает состав комиссии Закрепляет количество рабочих мест, которые будут подвергнуты оценке
Указывается список рабочих мест для проведения оценки Определяются рабочие места, где оценка будет проведена в первую очередь
Указание о составление графика СОУТ Разрабатывается график проведения спецоценки (в приложении)
Назначается ответственный специалист для хранения документов Определяется ответственное лицо для передачи документов для специализированной организации
Подпись директора
Читайте также:  Нюансы заполнения отчета СЗВ-ТД

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

В каких случаях должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

Читайте также:  Договор купли продажи сельхозтехники

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.

Оценка проведена, а что дальше?

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Общие положения, регулирующие порядок составления приказа о специальной оценке условий труда

Проведение СОУТ – это обязательное требование закона, которое должно выполняться всеми без исключения организациями. Специальная оценка представляет собой перечень мер, направленных на обнаружение неблагоприятных факторов на рабочих местах служащих компании. Обязанным лицом, ответственным за проведение СОУТ является работодатель, что прямо следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ.

Порядок проведения процедуры закреплен в ФЗ “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Для проведения мероприятий создается комиссия, и утверждается график необходимых проверочных действий, что следует из ст. 9 ФЗ № 426.

Для того, чтобы инициировать процесс, руководству организации необходимо издать соответствующий приказ. Это письменное волеизъявление работодателя о проведении СОУТ. Образец приказа о проведении СОУТ приведем ниже.

Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482[2] (далее – Постановление № 482).

Однако судебная коллегия с данным выводом не согласилась. В первую очередь было отмечено, что в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ спецоценка является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и осуществляется в соответствии с определенной методикой.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *