3.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

— расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

— установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

— содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

— развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

— аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

— планово-организационную: планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

— управленческую: обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

— информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

  • выявление случаев сиротства;
  • передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
  • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
  • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
  • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Выплата за постановку на учет в ранние сроки беременности

Выплата при постановке на учет в женской консультации сейчас составляет 708,23 рубля (с 1 февраля 2021 года). Встать на учет надо в первые три месяца беременности.

Также нужно работать по трудовому договору или, если вы были уволены, стоять на бирже труда. К этой выплате в зависимости от региона могут быть надбавки.

В апрельском Послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил предусмотреть для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности и находящихся в трудной материальной ситуации, ежемесячную выплату. «В среднем по стране размер такой выплаты составит 6 350 рублей в месяц», — сказал он.

Поправки об этом могут рассмотреть на заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов в Госдуме 19 мая.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Расширение программы маткапитала

С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться.

Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие-то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней. Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала.

Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года.

Что такое социальная защита населения и для чего она нужна

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Пенсионное обеспечение семей с детьми

Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям, имеющим детей, предусмотрено федеральными законами от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»1, от 15 декабря 2001 года № 166 — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе-дерации» и законами Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»3 и от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Если следовать определению понятия «трудовая пенсия» и понятию «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», данным в соответствующих законах, то пенсию по случаю потери кормильца можно определить, как ежемесячную денежную выплату, которая представляется членам семьи умершего гражданина при наличии предусмотренных законодательством условий в целях компенсации им дохода, утраченного в случае потери кормильца, производимую из Пенсионного фонда или федерального бюджета.

Право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют предусмотренные статьей 9 нетрудоспособные члены семей граждан Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, когда полностью отсутствует страховой стаж (хотя бы один день), а также, если смерть наступила вследствие совершения им умышленного уголовно-наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью и это установлено в судебном порядке.

Читайте также:  Нужно ли индивидуальному предпринимателю делать запись в свою трудовую книжку?

По общему правилу право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается, что гражданская дееспособность возникает по достижении 18 летнего возраста, за исключением случая вступления в брак до достижения 18-летнего возраста, когда гражданин приобретает ее в полном объеме со времени вступления в брак.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети (в том числе усыновленные) умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях (за исключением дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до 23 лет или старше этого возраста, если они до достижения 18 лет стали инвалидами.

При условии, что братья, сестры и внуки умершего кормильца не имеют трудоспособных родителей, находились на иждивении умершего, они также относятся к числу нетрудоспособных членов семьи умершего при соблюдении условий по возрасту, указанных по отношению к детям умершего.

К числу нетрудоспособных лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, закон относит также одного из родителей или супруга, деда, бабушку, независимо от возраста и трудоспособности, а также брата или сестру умершего кормильца либо его ребенка, достигших возраста 18 лет, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Обязательным условием в этом случае является, чтобы указанные лица не работали. В отношении лиц, занятых уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, факт иждивения не требуется.

Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено назначение этого вида пенсий лишь членам семей граждан, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, сержантов и старшин, а также членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные лица из числа граждан Российской Федерации или иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживавших на территории Российской Федерации, при соблюдения условий, предусмотренных статьей 8 — в отношении членов семей военнослужащих и статьей 10 — в отношении членов семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.

В заключение курсовой работы необходимо подвести итоги исследования.

Исходя из изученного материала, можно сделать вывод, что социальная защита населения является одним из основных направлений, неотъемлемой частью внутренней политики государства. Социальная защита населения — это практическая деятельность по реализации основных направлений социальной политики.

В процессе разработки и реализации социальной политики неизбежно возникает вопрос о социальных приоритетах, т.е. социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития как наиболее острые и актуальные и требующие первоочередного решения. При этом необходимо не только поддерживать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.

Социальная защита населения — это комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера, направленных на обеспечение минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых групп населения.

Основная цель существования системы социальной защиты — обеспечить разностороннее решение проблем населения, вызванных социальными рисками.

Следует отметить, что подобные проблемы характеризуются тем, что индивиды, а также социальные группы теряют свое социальное благополучие и возможность реализации прав, свобод и законных интересов. Для того чтобы устранить последствия этих трудностей или предотвратить их возникновение, политика социальной защиты реализуется в виде компенсационных и превентивных мер.

Таким образом, функционирование системы социальной защиты отражается как в форме денежных выплат, так и в предоставлении материальных благ, бесплатного питания, жилья, психологической, медицинской и юридической помощи гражданам, являющимся субъектом социальной защиты.

Таким образом, регулирование уровня и качества жизни населения России в целом и на уровне каждого ее субъекта осуществляется грамотной государственной политикой социальной защиты. Конструкция системы социальной защиты, основанная на законах, продуманная с точки зрения социальных изменений и регулируемая административно-правовыми нормами, является залогом благополучия общества и государства в целом.

Социальная защита семьи в Российской Федерации на современном этапе

Работа в сфере социальной защиты семьи основана на определённых принципах:

  • уважительное отношение к достоинствам, правам, интересам ребёнка, а также всеобъемлющее развитие ребёнка являются приоритетными;
  • социальные службы обязаны быть компетентными и объективными при оценке внутрисемейного климата, уважая при этом неотъемлемые права родителей;
  • сотрудники служб социальной помощи, работая с семьями, обязаны неукоснительно соблюдать конфиденциальность в тех случаях, когда риск совершения над детьми физического и психологического насилия отсутствует;
  • применение контролирующих мер должно иметь обоснование;
  • необходимо постоянно отслеживать возникновение потенциально неблагоприятных ситуаций в семьях.

В кабмине с предложениями спикера Совета Федерации согласились. К 2024 году в России будет создана единая модель подчинённости организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в регионах, рассказала вице-премьер Татьяна Голикова. Управление системой отойдёт одному министерству, а от части полномочий опеку освободят уже в ближайшем будущем. Впредь обеспечивать жильём детей-сирот будет Минстрой — такое решение кабмина, по словам Голиковой, уже фактически состоялось.

Минпросвещения со своей стороны запустит в педвузах отдельное направление по подготовке кадров для сферы опеки и попечительства. Готовить будут не только новых специалистов, но и повышать квалификацию уже работающим, уточнил глава ведомства Сергей Кравцов.

Межведомственное согласование в кабмине проходит проект закона, который установит понятие «сопровождения» в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение в данном случае подразумевает и консультативную, и психологическую, и педагогическую, и юридическую, и социальную помощь выпускникам детдомов и интернатов, а также опекунам и попечителям, принявшим на воспитание таких детей, уточнила Татьяна Голикова.

Социальное обслуживание как форма защиты семьи

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Государственная семейная политика с акцентом на социальную защиту семьи

Социальная защита — помощь, предоставляемая государством, а также частными организациями всему населению или чаще всего нуждающемся категориям граждан.

Семья, нуждающаяся в социальной защите,это семья, которая по объективным или субъективным причинам проживает в условиях, нарушающих процесс ее жизнедеятельности и безопасность, а также затрудняющих развитие ее членов.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.)2.

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.

2.1. Система государственных пособий гражданам, имеющим детей

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственная поддержка граждан, имеющих детей, в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон № 81-ФЗ).

В части 2 ст. 7 Конституции РФ[1] закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ[2] провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение. В Российской Федерации в настоящее время только 30 % новорожденных могут быть признаны здоровыми[3]. Каждый третий новорожденный ребенок имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за пять лет на 20% и достигла 5 801,8 на 10 000 родившихся живыми. Каждый двенадцатый младенец рождается с низкой массой тела. Серьезную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. По данным официальной статистики, заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Распространенность болезней возросла на 94%. Еще хуже обстоит дело у детей в возрасте 15 – 17 лет: уровень заболеваемости возрос на 64%. Вызывает тревогу и то, что в последнее пятилетие среди подростков старшего возраста заметно распространились хронические болезни (у детей до 14 лет этот рост составил 23%, 15–17 лет – 26%).

Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей-инвалидов. В настоящее время инвалидами являются 620 342 ребенка в возрасте до 18 лет включительно. За последние пять лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс.

Для настоящего времени характерно увеличение числа граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях: многодетные и неполные семьи, семьи группы риска, семьи с детьми инвалидами. Резко расширились масштабы социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании, тысячи брошенных детей становятся объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду, растет число женщин и детей, ставших жертвами физического и психологического насилия в семье.

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной исследовательской работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.

Читайте также:  Развод по обоюдному согласию при наличии несовершеннолетних детей

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.

Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины. Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 Об охране материнства в ст. 2[4] закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» — только и исключительно половой, т.е. набор биологически определенных первичных и вторичных половых признаков, полученный человеком от природы при рождении.

«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними»[5]. Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).

Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ[6] только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции МОТ № 103)[7]. Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка[8], «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».

Система социальной защиты материнства и детства включает в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки.

Меры финансовой поддержки[20], в свою очередь, включают:

  • единую систему государственных пособий и выплат, в которую входят денежные пособия, выплаты, компенсации, выплачиваемые через системы обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения, личного страхования;
  • политику доходов, восполняющую утраченный или недополученный заработок семей с детьми через налоговые льготы;
  • управление средствами материнского капитала.

Меры нефинансовой поддержки делятся на две группы:

I – затрагивающие имущественные и иные интересы всех семей с детьми:

  • оказание медицинских услуг;
  • меры по стимулированию рождаемости и профилактике заболеваемости;
  • предоставление отпусков согласно законодательству о труде;

II — затрагивающие имущественные и иные интересы определенных категорий семей с детьми и детей-сирот:

  • особые формы социальной помощи разным категориям семей с детьми: многодетным семьям; семьям, имеющим детей- инвалидов; малообеспеченным семьям; неполным семьям; семьям при потере кормильца; семьям при усыновлении, установлении опеки или попечительства, принятия ребенка в приемную семью, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

  1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;
  2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;
  3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

С целью повышения уровня социальной политики в России необходимо разработать стратегию, ориентированную на социальную защиту материнства и детства.

Стратегия призвана создать условия для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей, а каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Это является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

Цель стратегии – повысить уровень социальной защиты материнства и детства.

Основные задачи Стратегии:

  1. Создание наилучших условий для рождения и здорового развития детей, доступности высококвалифицированной медицинской помощи для каждого ребенка и формирование здорового образа жизни как доминирующего стиля поведения молодых москвичей.
  2. Безусловная реализация права каждого ребенка на семью и всесторонняя поддержка семей с детьми – экономическая, социальная, информационно-культурная.
  3. Обеспечение прав, интересов и потребностей развития каждого ребенка в столичной системе образования и культурной среде.
  4. Эффективная социализация подрастающего поколения посредством его включения в общественно значимую деятельность и процесс принятия решений относительно своего будущего, будущего своей семьи и своего города.
  5. Социальная поддержка, реабилитация и адаптация детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: проживающих в социально неблагополучных семьях, подвергающихся насилию, сексуальной эксплуатации, беспризорных и безнадзорных, ВИЧ-инфицированных, попавших в алкогольную и наркотическую зависимость, совершивших преступления или находящихся в группе риска их совершения.

I. Наилучшие условия для рождения и начала жизни (демографическая политика, дружественная к детям)

Цель демографической политики в России на современном этапе состоит в обеспечении наилучших условий для рождения и здорового развития детей, включая благоприятную социально-экономическую среду, эффективные технологии здравоохранения и позитивный социально-психологический климат.

Основными задачами данной политики, решение которых ведет к достижению поставленной цели, выступают:

  1. снижение количества абортов, в том числе среди первобеременных;
  2. сокращение уровня материнской и младенческой смертности в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и рекомендациями ВОЗ;
  3. повышение суммарного коэффициента рождаемости в 1,5–1,6 раза, прежде всего, за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  4. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются:
  5. ценностей, связанных с семьей и рождением детей, создание условий для повышения социального престижа материнства и отцовства.
  6. укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; формирование в общественном сознании, в том числе в сознании молодежи и подрастающего поколения, системы
  7. обеспечение высокого качества жизни в городской среде для беременных, в том числе – работы, отдыха, питания, питания новорожденных;
  8. обеспечение качества и доступности родовспоможения, дородовой и родовой помощи, постнатальной терапии, лечения бесплодия и охраны репродуктивного здоровья;
  9. формирование системы моральных и материальных стимулов к обзаведению детьми и увеличению количества детей в семье;
  10. рост доли женщин, ушедших, по своему желанию, с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, получивших, при необходимости, новую профессию;
  11. рост числа женских и семейных консультаций;
  12. повышение охвата беременных женщин услугами в сфере санаторно-курортного оздоровления;
  13. снижение числа детей, инфицированных матерями вирусом ВИЧ/СПИД, получивших перинатальную профилактику;
  14. повышение доли йодированной соли, реализуемой населению через торговую сеть;
  15. рост доли женщин, практикующих грудное вскармливание младенцев на протяжении шести месяцев с момента рождения и продолжающих кормления грудью в сочетании с безопасным, соответствующим и адекватным дополнительным питанием в течение первых двух лет жизни ребенка или в течение более длительного срока;
  16. рост числа случаев восстановления репродуктивного здоровья, успешного применения вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе в рамках бесплатных медицинских услуг;
  17. фиксируемое социологическими опросами изменение ценностных ориентаций в семейной сфере и репродуктивных установок молодежи в пользу официального заключения брака, обзаведения несколькими детьми, рост престижа семьи, ответственного материнства и отцовства в сознании подрастающего поколения.

Основные мероприятия по реализации демографической политики, дружественной к детям

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

§ 1. Исторический аспект развития законодательства о социальном обеспечении в связи с материнством и детством.

§ 2. Понятие социального обеспечения семей с детьми, его место в системе социального обеспечения Российской Федерации и структура.

§ 3. Особенности источников права, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми.

§ 4. Граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению в связи с материнством и детством.

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ.

§ 1. Пенсионное обеспечение семей с детьми.

§ 2 Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством.

§ 3. Государственная социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей.

§4. Социальное обслуживание семей с детьми в системе государственных социальных служб.

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

  • Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
  • Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
  • Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
  • Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
  • Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
  • Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
  • Прочие меры социальной защиты

Лица, отмеченные государственными наградами также имеют право на определенные льготы и выплаты. Суммы выплат зависят от статуса награды. Так, Герой РФ вправе претендовать на повышенную пенсию в размере порядка 75 тысяч рублей (по состоянию на 2018 год). Кроме того, награжденные государственными наградами претендуют на такие льготы:

  • отсутствие платы за услуги ЖКХ;
  • предоставление бесплатных лекарств по рецепту доктора;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • бесплатные путевки в санатории, включая питание и билеты на проезд к месту терапии;
  • право на получение земельного участка и расширение жилплощади.

При этом конкретные условия получения льгот и выплат зависят от самой награды и прописаны в законодательстве России.

Законы о поддержке семей и защите детства

81-ый закон о социальной поддержке семей распространяется и на малоимущие семьи. Таковыми признаются семьи, в которых доход на одного члена не достигает минимума, необходимого для жизни, установленного на территории их пребывания. Продление статуса носит периодический характер и производится ежеквартально.

Льготы нуждающимся семьям заключаются в следующем:

  1. Привилегии в жилищной сфере, касающиеся коммунальных услуг, стоимость которых уменьшается на специальный региональный коэффициент.
  2. В случае подтверждения потребности в жилье или расширении площади, данная категория может претендовать на социальное кредитование или наем квартиры/дома.
  3. Психологическая и юридическая поддержка.
  4. Ряд выплат, в том числе: на обучающихся детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, малолетних членов семьи до двух лет, семьям с одним родителем, единоразовая годовая выплата на экстренное лечение либо похороны.
  5. Зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения на приоритетной основе со снижением размера родительских взносов.

Дети из малоимущих семей пользуются теми же привилегиями, что и члены многодетных семей.

Субсидии на услуги коммунальной направленности являются существенной поддержкой нуждающимся семьям. Данная льгота распространяется на определенную площадь от 12-ти до 18-ти квадратных метров. Превышающие это значение метры оплачиваются в полном объеме. Оформлением субсидии занимаются органы социальной защиты населения, там же она и пересчитывается, что делается раз в шесть месяцев. Порядок применения этой привилегии оговорен в 761-ом Постановлении, датированном декабрем 2005 года.

Период временной потери трудоспособности в связи с каким-либо заболеванием или другой причиной медицинской направленности приводит к тому, что сотрудник предприятия определенный период будет отсутствовать на работе.

Для подтверждения факта нетрудоспособности и предоставления возможности не выполнять свои обязанности на законных основаниях, такому гражданину выдается больничный лист.

Последний триместр беременности и роды полностью меняют жизнь будущей мамы. Это состояние ограничивает ее трудоспособность. Поэтому с 30-ой недели беременности женщина имеет право на оформление оплачиваемого больничного. Он предоставляется на такой срок:

  • 140 дней, если плод один;
  • 194 дня, если плодов несколько.

Это право, как и получение больничного на период ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, оговорено в 255-ой и 256-ой статье ТК. Данные виды социальной поддержки молодых мам предполагают наличие финансирования, размер которого рассчитывается в соответствии с установленными законодательными нормами. Основные аспекты этого обеспечения регулируются второй главой 81-ого документа, датированного маем 1995 года.

Существует еще один нюанс, который учитывается при оплате больничного листа – работа по совместительству. При этом не играет никакой роли, внутренним или внешним совместителем является сотрудник, временно потерявший трудоспособность. Порядок оплаты оговорен в 255-ом нормативном документе.

Читайте также:  Жителям Тверской области рассказали, как будет работать новый Социальный фонд

Государственная поддержка распространяется и на такой важный аспект, как жилье. Существуют специальные субсидии, позволяющие:

  • приобрести квартиру;
  • оплатить первоначальный взнос за жилую площадь;
  • взять ипотеку на покупку жилья;
  • начать возведение собственного дома.

Данная помощь может быть предоставлена как молодым семьям, так и многодетным родителям. При этом в первом случае один из супругов должен быть не старше 35-ти лет, наличие детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, не играет никакой роли. Во втором случае наиболее распространенный вид субсидии – социальное кредитование, то есть предоставление во временное пользование средств под минимальные проценты.

Размер выплаты зависит от количества членов семьи и составляет от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. Многодетные семьи могут рассчитывать на 100% оплату жилого помещения.

Социальная поддержка семей и молодых родителей позволяет им жить полноценно. Государство помогает:

  1. Улучшить бытовые условия.
  2. Обеспечить полноценное питание и достойный внешний вид членов семьи.
  3. Культурно развиваться не только детям, но и их родителям.
  4. Получить квалифицированные услуги в плане оздоровления и медицинского обслуживания.
  5. Улучшить жилищные условия.
  • Указ №431 от 5 мая 1992 года «О поддержки малоимущих семей»;
  • ФЗ №81 от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • ст. 80-120 Семейного Кодекса;
  • ст. 255-256 Трудового кодекса.

Система социальной защиты семьи в России

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Целью изучения дисциплины «Право социального обеспечения» является формирование специальных знаний в области права. Для этого необходимо приобрести широкие знания о пенсионном, гражданском, трудовом законодательствах, теоретических взглядах ученых, научиться анализировать нормативные правовые акты, находить в них достоинства и недостатки. Наряду с теоретическим материалом, в пособии для самостоятельной подготовки студентов приведены контрольные вопросы по каждой теме, три блока примерных тестовых заданий, а также вопросы к зачету. Предназначено для использования при изучении дисциплины «Право социального обеспечения» студентами, обучающимися по специальности 030501.65 и 030501.62 «Юриспруденция» и специальности 08050465 «Государственное и муниципальное право».

Еще в начале 60 -х годов был поднят вопрос о том, является ли семья субъектом права. Указывалось, что семья является определенным коллективом, но не признается единым субъектом, ни в одной из отраслей права[53]. Практически сразу было высказано и противоположное мнение[54], которое представляется на наш взгляд более верным. Доказательством этому могут служить следующие два аргумента.

Во-первых, закон «О государственных пенсиях в РФ»[55] предоставляет право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца каждому члену семь.

Во-вторых, понятие «нетрудоспособность» и «иждивенство», наличие которых обуславливает возникновение субъективного права на пенсию, могут быть применены лишь в отношении индивидуально определенных лиц. Следует согласиться с позицией авторов, которые утверждают, что субъектом — получателем пособий гражданам, имеющим детей, является исключительно семья. В статье 16 Федерального закона «О государственных пособия гражданам, имеющим детей»[56] идет речь о семьях, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ.

Существует также точка зрения, согласно которой в признании субъектом права семье отказано, однако в настоящий момент эта проблема вновь приобрела особую актуальность[57]. А вопрос о предоставлении семье самой широкой охраны и помощи именно в настоящий момент становится особо значимым и работа над ним является одним из приоритетных направлений в законодательной деятельности государства.

Многие семейные традиции издревле закладывались родом. В России община имела обязанность опекать своих членов, лишившихся трудоспособности, что было закреплено в законодательных актах того времени. Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»[58] содержат следующие словосочетания «государственная политика в интересах ребенка основана на принципе поддержки семьи», «обеспечивается поддержка семьи», В отношении некоторых видов социального обеспечения законодатель вообще не предусматривает возможности реализации права на них членами семьи по отдельности.

В настоящее время все более проявляющееся воздействие на семью также будет закрепляться посредством прав и обязанностей, предоставленных семье в целом. Вопрос о семье был достаточно подробно исследован в специальной литературе советского периода, однако принятие в настоящее время целого ряда нормативных актов позволяет углублять изучение особенностей этого субъекта.

Соответственно в случае выполнения этих действий, направленных на получение указанной помощи, можем сделать вывод о единстве волеизъявления нескольких членов семьи.

Таким образом, единая консолидированная воля семьи как необходимый признак субъекта права (речь не идет о физическом лице) присутствует.

Субъект права должен обладать определенными качествами, к числу которых относятся следующие: внешняя обособленность, персонификация (выступление вовне в виде отдельного лица — персоны), способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Пример с предоставлением необходимых документов демонстрирует нам способность семьи выработать и выразить общую волю. В отношениях с государственными органами обычно вступает один из членов семьи, представляющий ее интересы в целом (получение какого-либо вида социального обеспечения)[59].

Нахождение в одной квартире или доме не означает фактического совместного проживания.

В теории права под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Учитывая нормы указанного Федерального закона и других нормативных правовых актов, где предусмотрено право семьи на получение какого-либо вида социального обеспечения, можно сделать вывод о признании семьи субъектом права.

Семья обладает право- и дееспособностью, которые, как и у юридического лица (в этом сходство семьи и юридического лица) едины и возникают одновременно[60]. В данном случае речь идет о видовой, специфичной именно для права социального обеспечения праводееспособности. Можно вполне обоснованно сделать вывод о том, что в праве социального обеспечения есть особый субъект — семья. С.С. Алексеев подразделяет всех субъектов права на три основные группы: общественные образования, индивидуальные и коллективные субъекты.

М.В. Антокольская пишет «само понятие семьи всегда было настолько неопределенным, что его невозможно даже закрепить в законодательстве». A.M. Нечаева объясняет отсутствие определения семьи в СК РФ тем, что расшифровка употребляемых им терминов не входит в его зaдaчy в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ»[61] впервые было дано легальное понятие семьи.

Семья – это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Представляется, что помимо родства или свойства необходимо указать на возможность такой связи как супружество. Юридическое значение брака определяется тем, что он является союзом супругов, создавших семью. Кроме того, из двух указанных характеристик, только факт совместного проживания будет иметь значение. Нельзя согласиться с тем, что ведение совместного хозяйства должно входить в качественные признаки, характеризующие семью. Разумеется, во втором случае не может идти речи о ведении совместного хозяйствования. Тем не менее, эту группу лиц также следует признать семьей, а не одиноко проживающим гражданином с ребенком. Поскольку у гражданина может быть не один ребенок, а несколько. И тогда никак нево��можно говорить о том, что здесь нет семьи, пусть неполной, по сложившейся терминологии, но семьи.

Несовершеннолетняя мать с ребенком будет семьей и имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка, в случае если она имеет доход, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Можно только утверждать, что в составе семьи должно быть не менее двух человек.

В социальной защищенности остро нуждаются граждане в экономически нестабильном государстве. Признаки такой неустойчивости:

  • усиленное расслоение общества;
  • обнищание населения;
  • рост безработицы.

Одним обеспечением решить все проблемы СЗН нельзя, так как нужно устранить вопросы:

  • труда — снизить безработицу, установить МРОТ;
  • жилья — сократить очереди на социальные квартиры;
  • семьи и брака — установить государственную поддержку, разработать нормы прав и обязанностей между супругами, детьми с родителями.

В жизни много проблем, каждую из которых решает отдельный орган власти, но без управления социальной защиты населения, совместного взаимодействия различных структур для снижения материальной разницы между категориями граждан нельзя добиться государства с демократичным обществом.

Это структурное подразделение Управления соцзащиты с полным объемом мероприятий:

  • социальное обслуживание стариков;
  • реабилитация инвалидов;
  • поддержка пенсионеров, семей, одиноких матерей или отцов;
  • по охране труда.

Подведомственные учреждения соцзащиты находятся под контролем отдела труда. Заведующего назначает глава администрации города, должность согласовывается с вышестоящей организацией. Должностное лицо распределяет обязанности между сотрудниками. Заведующий в рамках компетенции информирует специалистов со всем объемом работ. Его указы необходимо исполнять в обязательном порядке.

Социальная защита современных российских семей

Социальная защита состоит в системе законодательных гарантий, средств и мер социально — экономического и морально — психологического характера гарантий, которые позволяют создать условия, равные для всех членов общества, обеспечив качество жизни на достойном уровне, одновременно препятствуя неблагоприятным воздействиям среды на человека.

Социальная политика — важный комплекс социально-экономических мер, которые направлены на защиту населения от социальных явлений: безработицы, роста цен и т.д.

Основные принципы проведения социальной политики следующие:

  • защита уровня жизни через введение разных видов компенсации при повышении цен;
  • обеспечение помощи малообеспеченным семьям;
  • оказание помощи в случае безработицы;
  • обеспечение социального страхования, установление размера минимальной заработной платы для тех, кто работает;
  • развитие охраны здоровья, образования, окружающей среды за счет государства;
  • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Проблемы социальной защиты населения решаются на государственном уровне. Современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни людей, который обеспечить людей одеждой, едой, жилищем, медицинской помощью, которые необходимы для поддержания здоровья, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, инвалидности, болезни, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

Сфера социальной защиты населения регулируется законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами регионов и органами местного самоуправления.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации: наше государство является социальным, его политика направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Целями оказания государственной социальной помощи согласно ст.2 Закон РФ «О государственной социальной помощи» являются:

  • поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • адресное использования бюджетных средств;
  • усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижение уровня социального неравенства;
  • повышение доходов населения.

Защита молодой семьи, это, прежде всего, защита матери и ребенка. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям. Защита молодой семьи на государственном уровне, прежде всего, предусматривает защиту матери и ребенка, которая имеет комплексный социально-экономический характер и реализуется через принятие комплекса государственных мер по поддержке материнства, укреплению семьи, охране интересов матери и ребенка, их социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

В 90-е гг. государством по отношению к семье были сформированы позитивные тенденции. В обществе пришло осознание необходимости глобальных решений в укреплении семьи, осуществлении серьезных мер семейной политики. Увеличилось внимание в регионах к проблемам семьи, и это получило отражение в развитии территориальных органов власти, которые непосредст­венно занимаются проблемами семьи, осуществляют целевые программы под­держки семьи, проводят анализ ее положения, развивают социальное обслуживание.

Государство усилило внимание к проблемам семьи и развитию семейной политики. Национальным советом совместно с министерствами и ведомствами, коммерческими организациями реализовал комплекс организационных, науч­ных, информационных мероприятий, которые направлены на укрепление семейных ценностей, совершенствование семейного образа жизни, решение проблем семьи, активизации социальной работы по поддержке семей в регионах.

Тенденции государственной политики, направленной на повышение ответственности государства за семью нашло отра­жение в законодательстве страны. Среди основных правовых документов — Семейный кодекс РФ, который регулирует сферу брачно-семейных отношений, регулирует порядок вступления в брак, прекращение брака и признания его недействи­тельным, определяет имущественные отношения в семье.

Трудовым законодательством предусмотрены гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, связанные с условиями труда и их трудоустройством и увольнением. По пенсионному законодательству женщины, матери-инвалиды с детства и те, которые родили пять и более детей, воспитавшие их до 8 лет, получили право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при общем стаже не менее 15 лет.

В этой связи необходимо выделить важные документы, которые определяют политику в отношении детей, к ним относят Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. 28.07.2012), указы Президента Российской Федерации по реализации вопросов федеральной целевой программы «Дети России».

Все множество проблем, связанные с современной семьей, можно разделить на следующие группы, представленные на рисунке 1.

Социально-экономические включают в себя низкий уровень дохода, неспособность удовлетворить необходимые потребности членов семьи.

Группа проблемы стабильности – меняющееся законодательство, отсутствие последовательности и законных гарантий в социальной политике.

Социально-психологические проблемы характеризуются повышенной конфликтностью семейных отношений, категоричностью членов семьи, сексуальной неграмотностью.

Социально-бытовые – это проблемы обеспеченности жильем, недоступность покупки жилья, а также низкое качество жилищных услуг.

Проблемы семей «группы риска»: антисоциальное поведение, отсутствие мониторинга, «равнодущие» общества.

Проблемы семейного воспитания выражаются в потере авторитета старшего поколения, росте детского суицида.

Проблемы стабильности


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *