Перевозка. Транспортная экспедиция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка. Транспортная экспедиция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Договор перевозки пассажира и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира заключается устно (при предварительной продаже билетов) либо путем совершения конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Доказательством заключения договора является пассажирский билет. Его, однако, нельзя рассматривать в качестве письменной формы договора, поскольку он не подписывается сторонами, как того требует ст. 160 ГК РФ для письменной сделки.

Чаще всего билеты выдаются без указания имени пассажира. Именными являются билеты на самолет, а также билеты на поезда дальнего следования (в том числе льготные).

При пользовании индивидуальными легковыми таксомоторами договор заключается устно, при этом билет пассажиру не выдается. Размер платы за проезд определяется по счетчику.

На городских видах транспорта (за исключением такси) для удобства пассажиров продаются билеты (на предъявителя) на поездки одним видом городского транспорта или несколькими. Приобретение такого билета еще не означает заключения конкретного договора перевозки пассажира хотя бы потому, что перевозчик (транспортное предприятие) не индивидуализирован.

Конкретный договор перевозки считается заключенным в момент посадки пассажира на транспорт.

Пассажир поезда, судна, автобуса (кроме городского и пригородного сообщения) имеет право требовать предоставления ему определенного, обозначенного в билете места. При пользовании городскими видами транспорта, а также в пригородном сообщении пассажир вправе занять любое свободное место.

Если указанное в билете место занято другим лицом, пассажир имеет право потребовать предоставления ему другого места, хотя бы и более высокой категории, без дополнительной оплаты. При предоставлении с согласия пассажира места более низкой, по сравнению с указанной в билете, категории ему возвращается разница в стоимости билета (ст. 94 ТУЖД, ст. 111 УВВТ, ст. 82 УАТ).

Пассажир может бесплатно провезти с собой одного ребенка в возрасте до пяти лет (городскими видами транспорта — до семи лет, на воздушном судне до двух лет), если он не занимает отдельного места (ст. 92 ТУЖД, ст. 106 ВК РФ, ст. 81 УАТ). На детей старше этого возраста до достижения ими 10 лет (на воздушном транспорте — до 12 лет) приобретаются льготные (со скидкой) детские билеты с предоставлением им отдельных мест. На городских видах транспорта стоимость билета одинакова для детей и взрослых.

Бесплатно провозится пассажиром ручная кладь, т.е. вещи, по своим размерам не стесняющие других пассажиров и не более установленного веса (на железнодорожном транспорте, например, до 36 кг). Не допускается .перевозка предметов, загрязняющих транспорт и одежду пассажиров, а также таких, которые создают угрозу безопасности движения и здоровью пассажиров (огнеопасные, взрывчатые вещества).

На воздушном транспорте в целях обеспечения безопасности полетов установлен досмотр пассажиров, ручной клади, багажа. Он производится в аэропорту, а при необходимости — на воздушном судне, находящемся в полете. При отказе пассажира в аэропорту от досмотра перевозчик расторгает с ним договор и возвращает плату за перевозку (ст. 85 ВК РФ).

Пассажир вправе сделать остановку в пути с продлением срока годности билета не более чем на 10 суток, а в случае болезни — на больший срок. В любое время до отхода поезда (автобуса, судна) пассажир может отказаться от поездки. При отказе от договора не позднее установленного на данном виде транспорта срока (на железнодорожном — за четыре часа; на автомобильном — за два часа) до отправления соответствующего транспортного средства пассажиру возвращается стоимость проезда, за вычетом сбора за предварительную продажу билетов, и пятьдесят процентов стоимости плацкарты (ст. 92 ТУЖД); при отказе от договора позднее этих сроков, но до отправления — с удержанием, кроме суммы сбора за предварительную продажу билетов, определенного процента от стоимости билета (на воздушном транспорте, например, не более 25% — ст. 108 ВК).

Правам пассажиров соответствуют обязанности транспортных предприятий. Они обязаны обеспечить безопасные условия при перевозках, заботиться о пассажирах, создавать для них максимум удобств.

Так, в силу ст. 106 ВК пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве воздушной перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке или полете.

Транспортные предприятия несут ответственность за вред, причиненный здоровью пассажиров. Порядок, размер, основания такой ответственности определяются по правилам внедоговорной ответственности, т.е. по нормам гл. 59 ГК РФ.

По правилам внедоговорной ответственности за причинение вреда возмещается вред, причиненный имуществу пассажира, не сданному им в качестве багажа, а также вред, причиненный пассажиром транспортному предприятию порчей, повреждением оборудования и иного имущества перевозчика, когда транспортным законодательством такая ответственность не предусмотрена.

Читайте также:  Как вернуть неиспользованный электронный жд билет

Забота о целости и сохранности ручной клади лежит на обязанности пассажира (ст. 128 ТУЖД, ч. 7 ст. 138 УАТ). ТУЖД, УВВТ, УАТ не предусматривают ответственности перевозчика за несохранность ручной клади пассажира. На морском транспорте перевозчик отвечает за утрату, недостачу, повреждение ручной клади, если пассажир докажет его вину (действует презумпция невиновности — ч. 2 ст. 176 КТМ).

Ответственность воздушного перевозчика за несохранность находившихся при пассажире вещей конструируется как ответственность по договору. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча, повреждение находившихся при пассажире вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ). Вина перевозчика презюмируется, при этом наличие вины самого пассажира в форме неосторожности не снимает с воздушного перевозчика ответственности за несохранность находящихся при пассажире вещей.

Формулируя изложенное правило, закон исходит из того, что у воздушного перевозчика имеются все возможности (при необходимости — применяется соответствующее воздействие к нарушителям правил полетов, авиационной безопасности), чтобы обеспечить безопасность полетов пассажиров, перевозок багажа, а также сохранность вещей, находящихся при пассажире.

За утрату, порчу, повреждение указанных вещей перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а при невозможности ее установления — в пределах десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 119 ВК).

Багаж — вещи пассажира, принимаемые к перевозке в багажном вагоне (багажном отделении судна, самолета, автомобиля) по проездному билету, которые по размерам и свойствам могут быть предметом перевозки, не причиняя вреда транспорту и багажу других пассажиров.

Из ст. 786 ГК РФ следует, что перевозчик обязан заключить с пассажиром договор о перевозке багажа. Документом, удостоверяющим заключение данного договора, является багажная квитанция. На городских видах транспорта в момент посадки пассажира с багажом в автобус, трамвай и проч. договор перевозки пассажира и его багажа считается заключенным, и перевозчик обязан перевезти пассажира и его багаж, а пассажир, помимо проезда, обязан оплатить и провоз багажа (кроме такси). Уплата за перевозку багажа подтверждается билетом на багаж.

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.

Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).

В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.

Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Читайте также:  Как оспорить завещание в 2023 году

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Правила перевозки пассажиров автомобильным и городским электротранспортом

Для получения лицензии и ведения деятельности по перевозке пассажиров и грузов авто- и электротранспортом перевозчик должен учитывать требования:

· устава, утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ;

· конкретизирующих его положений (см. выше требование о соответствии заявителя иным нормативным акта, содержащееся в п. 4 положения о лицензировании).

При несоблюдении данных требований лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии или приостановить действие уже выданной (ч. 1 ст. 20 закона № 99-ФЗ).

Порядок перевозки пассажиров, в т. ч. с багажом, автобусами и легковыми такси, в т. ч. по заказу, а также трамваями и троллейбусами, подробно регламентируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила № 112).

В Правилах также утверждены формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади и багажной квитанции.

Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных

Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.

1. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.

2. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.

3. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.

4. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.

5. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.

6. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).

7. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.

8. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.

9. Выданная лицензия действует бессрочно.

10. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.

11. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.

Понятие транспортных договоров

Перевозка (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам).

Транспортное обязательство — это договорное обязательство, опосредующее правоотношения в процессе организации и оказания транспортных услуг (перемещения в пространстве физических лиц и материальных благ), а также оплаты этих услуг.

Транспортный договор — это соглашение двух или несколь­ких лиц, устанавливающее гражданские права и обязанности в целях оказания транспортных услуг (перемещения в пространстве физических лиц и материальных благ).

Услуги, оказываемые различными видами транспорта, не выступают в какой-либо овеществленной (материализованной) форме, имеют товарный и возмездный характер. Отношения по транспортировке могут возникать из гражданско-правового договора или из совокупности юридических фактов (в том числе из договора и административного акта).

Общая характеристика транспортных договоров

Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств. Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

  • при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;
  • в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Особенности транспортного законодательства

Транспортное законодательство как система нормативных правовых актов обладает особенностями, обусловленными спецификой регулируемых им отношений.

Транспортное законодательство относится к наиболее стабильным комплексным отраслям законодательства. Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.

Транспортное законодательство является одним из самых систематизированных (кодифицированных) и значительных массивов в российском законодательстве. В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.

В транспортном законодательстве отражается публичный характер деятельности транспортных организаций, необходимость учета того, что заключение договоров осуществляется перевозчиками с большим кругом лиц. Так, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, и основные условия их деятельности публикуются в установленном порядке, за нарушение условий договора перевозки применяются правила об ограниченной ответственности перевозчика, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности, и т.д.

В транспортном законодательстве используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортных правоотношений. Например, законодательство в области железнодорожного транспорта устанавливает обязательные требования к оформлению, порядку представления и согласования заявки на перевозку грузов, детально регламентирует обязанности грузоотправителя по подготовке грузов для перевозок и обязанности перевозчика по подаче вагонов под погрузку, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков и т.п.

Большую долю в транспортной деятельности занимают международные перевозки. В связи с этим на российское транспортное законодательство оказывает существенное влияние международное право в сфере транспорта. Например, при принятии Воздушного кодекса РФ учитывались положения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 г.), а в Кодексе торгового мореплавания РФ отражены нормы Брюссельской конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте. Это основано на том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед национальным законодательством.

Читайте также:  Нужно ли индивидуальному предпринимателю делать запись в свою трудовую книжку?

Перевозка грузов Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов

Перевозка грузов занимает центральное место в деятельности транспортных организаций. В связи с этим в системе транспортных договоров в качестве основного выделяется договор перевозки грузов, который детально урегулирован транспортным законодательством.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ; ср.: ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК РФ, ст. 67 КВВТ РФ).

По своей юридической природе он относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица — грузополучателя, за исключением случаев, если последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. Договор перевозки грузов сконструирован по модели реального договора, поскольку он регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику.

Договор перевозки груза является возмездным и в большинстве случаев носит публичный характер (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Для признания его публичным договором необходимо соблюдение условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. Во-первых, перевозка грузов должна осуществляться транспортом общего пользования. В качестве таковой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Во-вторых, перевозчик должен быть включен в опубликованный в установленном порядке перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования.

Публичный характер договора перевозки означает, что перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена работ и услуг, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, если законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Правовое регулирование

Ныне действующий гражданский кодекс регулирует правоотношения кратко лишь в общих чертах, которые выступают основополагающей концепцией для более досконального и подробного правового сопровождения специальными законодательными нормами. Этот прием обусловлен тем, что подобные обязательства охватывают как минимум всю страну и требуют единообразного и комплексного подхода. Это приводит к тому, что более половины норм носят императивный характер.

В частности, в 784 статье ГК предусмотрено, что более детальное регулирование обязательств осуществляется уставами, кодексами и т. д. Специальные нормы не должны противоречить общим положениям, принципам и основам, установленным в гражданском кодексе.

Основными специальными законодательными актами в данной сфере являются:

  • Воздушный кодекс.
  • Транспортный устав ЖД РФ.
  • Кодекс торгового мореплавания.
  • Кодекс внутреннего водного транспорта.
  • ФЗ 1995 года «о федеральном ЖД транспорте».

Основные правила и особенности международных автомобильных грузоперевозок

В блоке о том, что такое транспорт логистика, мы говорили об информационном сопровождении продукции. Раскроем эту тему немного подробнее.

Компании стараются пользоваться всеми современными средствами навигации, чтобы не столкнуться с непредвиденными обстоятельствами и успеть вовремя внести изменения в разработанный маршрут.

Помимо этого, важно держать клиента в курсе о том, на какой стадии идет процесс выполнения доставки и где находится его заказ. Поэтому услуга вплотную связана с качественной и быстрой мобильной связью и интернетом.

Это не менее важный этап для всех потребителей. Сюда входит:

  1. Специализация. Недавно открывшаяся фирма может не заниматься транспортировкой напрямую, а быть посредником между заказчиком и перевозчиком, добавляя к расценке свою накрутку. А вот крупные компании, переправляющие сборные посылки, вызывают больше доверия.
  2. Опыт. Чем дольше предприятие на рынке, тем выше вероятность того, что оно уже имеет отлаженную систему логистики движения транспорта.
  3. Команда. Квалификация специалистов не должна заставлять сомневаться, ведь от сотрудников зависит то, как пройдет перевозка товара.
  4. Технологии. Это касается механизмов взаимодействия с потребителем, чем они лучше, тем легче проходит сотрудничество.

Итак, в основах транспортной логистики для начинающих сказано, что сфера направлена на доставку посылок из точки А в точку Б в строго установленный срок и с минимальными расходами. Здесь важное место занимает время и финансы, поэтому услуга должна быть выгодна обеим сторонам. И вот как это достигается:

  1. Предотвращение порчи и утери продукции.
  2. Сокращение запасов, находящихся на складе и в пути.
  3. Увеличение расстояния и объема груза. Ведь перевозить одну партию на 400 км будет намного дешевле, чем три на 200 километров. А большой объем не только понижает затраты на транспортировку 1 единицы, но и требует использование ж/д и водного транспорта, ценник на которые значительно ниже.

Чтобы быстро и комфортно достигать целей при разработке организации процесса, специалисты используют специальную программу TMS. Эта система помогает рассчитать наиболее оптимальный маршрут, учитывая габариты и вес товара, модель сети, а также его пропуск в конкретную местность. В итоге можно с легкостью определить отклонение пути от плана, устранить ненужные простои и решить другие аналитические задачи.

багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке; (УАТ)

багаж — вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете); (УЖТ)

ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром; (УАТ)

груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке; (УАТ)

груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах; (УЖТ)

скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима; (УАТ)

опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде; (УЖТ)

грузобагаж — объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде; (УЖТ)

контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза; (УАТ)


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *