Понятие должностного лица в уголовном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие должностного лица в уголовном праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объединив законодательную и экономическую специфику России, можно ответить на вопрос, что такое должностное лицо? Это гражданин страны, который выполняет задачи, представляющие власть государства. Однако власть может быть и не государственной.

Лицо, занимаемое определенную должность, может получить данный статус как начальник, директор или руководитель компании, партии или учреждения.

В любом случае все задачи, которые выполняются лицом, охватывают все процессы административного, управленческого и хозяйственного цикла деятельности компании.

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Присвоение полномочий должностного лица

Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий, использует форменную одежду для совершения желаемых действий, представляет подложный документ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять их. Присвоение звания специалиста не образует рассматриваемого преступления.

Лицо присваивает полномочия для совершения определенных действий. Они могут быть очень разными, но они всегда неправомерны и по сути своей являются правонарушениями. Именно вследствие совершения таких действий наступают общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав w законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий для совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.

Между названными последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.

Данный состав является материальным. Преступление считается оконченным, когда наступили указанные в законе последствия.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Предмет дачи взятки аналогичен предмету получения взятки. С объективной стороны характер действий, за совершение которых дается взятка, таков же, как и при получении взятки.

Взятка должна быть вручена только должностному лицу. По этому признаку дача взятки отличается от преступлений, предусмотренных ст. 184 и 204 УК. Взятка передается лично либо через посредника. Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки. При этом не имеет значения, получил ли он от взяткодателя (взяткополучателя) награждение за пособничество или нет.

Преступление имеет формальный состав. Оно признается оконченным с момента принятия взятки должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача уже части обусловленной суммы является оконченным преступлением. Если лицо еще не приняло взятку либо отвергло ее, действия взяткодателя образуют покушение.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъект преступления — общий, 16 лет, вменяемый. Как взяткодатель отвечает руководитель предприятия, если он предлагает своим подчиненным добиться путем дачи взятки желаемого результата.

Квалифицированный состав (ч. 2) образует дача взятки: а) должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Квалификация по этому признаку возможна лишь при доказанности знания взяткодателем о том, что взятка дается за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия);

б) неоднократно, т.е. не менее двух раз лицом, не будучи ранее судимым за такое преступление (при этом не должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности) либо лицом, ранее судимым за дачу взятки (при этом судимость за ранее совершенную дачу взятки не должна быть погашена либо снята).

В примечании к ст. 291 названы два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если в отношении лица имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица. Понятие вымогательства аналогично рассмотренному в ст. 290; б) если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Сообщение считается добровольным, если оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о преступлении стало известно органам власти. Оно может быть устным и письменным.

  1. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 220.
  2. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 221.
  3. 12
    Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 225.
  4. 12
    Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 123.
  5. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 124.
  6. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб, 2005. С. 95.
  7. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 165.
  8. 12
    Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 226.
  9. Дурманов Н. Д. Понятие преступления. М.- Л., 1948. С. 54.
  10. Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступления. М.: Госюриздат, 1960. С. 78.
  11. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 227.
  12. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина. М., 2004. С. 114.
  13. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 228.
  14. Назаренко Г. В. Уголовное право. Общая часть. М., 2005. С. 73—74.
  15. 12
    Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 169.
Читайте также:  Куда подавать на алименты в браке и после развода в 2023 году?

Должностное лицо: понятие, признаки

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в госучреждениях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющий их по специальному полномочию.

Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК. Должностными лицами являются: а) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, и б) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. 14.12.2009).

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия “должностное лицо”. КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ – на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Административное право, как закон для должностного лица

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства. В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти. В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

Должностное лицо как пример из жизни

Исходя из юридического статуса, определение должностного лица — это сложная задача. Все нормативные документы лишены четких разграничений по типам профессий. Из этого следует, что все нужно рассматривать на примере из жизни.

Часто большинство людей, устраиваясь на предприятие, не могут определить свою принадлежность к должностному лицу. Для такой градации и определения статуса необходимо обратиться к обязанностям и правам нового сотрудника. Возьмем, к примеру, уборщика. И здесь встает вопрос, а может ли сотрудник с такой должностью иметь статус должностного лица? И по факту – может, если во время оформления на работу подпишет документ о несении материальной ответственности. В такой ситуации у сотрудника появляются полномочия распоряжаться выделенными товарными средствами в зависимости от своих усмотрений и для решения своих задач. Эта практика встречается довольно редко, но иногда сам работодатель делегирует часть своих функций на других, тем самым сосредотачиваясь на более масштабных задачах. Как это сказывается в дальнейшем на предприятии вопрос времени. Однако нельзя забывать об особом типе ответственности, который также получает работник с приобретением данного статуса. А это напрямую возлагает санкции, если будут допущены нарушения всего предприятия.

Объединив законодательную и экономическую специфику России, можно ответить на вопрос, что такое должностное лицо? Это гражданин страны, который выполняет задачи, представляющие власть государства. Однако власть может быть и не государственной. Лицо, занимаемое определенную должность, может получить данный статус как начальник, директор или руководитель компании, партии или учреждения. В любом случае все задачи, которые выполняются лицом, охватывают все процессы административного, управленческого и хозяйственного цикла деятельности компании.

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Законодательное определение должностного лица в УК России

Шнитенков А.В. Оренбургский институт Московской государственной юридической академии , Оренбург Текст доклада Понятие должностного лица является краеугольным камнем учения о должностных преступлениях. Анализ юридической литературы и судебной практики свидетельствует о том, что законодательное определение такого субъекта преступления требует совершенствования.

1. В УК России реализована идея о дифференциации ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Такое решение законодателя является спорным. В обоих случаях объект преступлений — интересы службы. На мой взгляд, под службой следует понимать элемент организации деятельности, представляющий собой правовое отношение гражданина с физическим или юридическим лицом, на основе которого гражданин наделяется полномочиями по выполнению функций управленческого или профессионального характера. Интересы службы заключаются в обеспечении нормального функционирования различных организаций, вне зависимости от их принадлежности государству или иному субъекту. Даже приверженцы законодательной позиции не отрицают, что «: роль службы во всех организациях — государственных и негосударственных — идентична» [1]. Не совсем понятно, почему преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях помещены в разделе VIII УК «Преступления в сфере экономики». Поскольку видовой объект является составной частью родового, постольку получается, что в результате совершения названных преступлений причиняется ущерб экономическим отношениям. В таком случае, например, нецелевое расходование должностным лицом бюджетных средств (ст. 2851 УК) также можно подвести под эту категорию деяний. Думается, что в любом случае вред причиняется именно интересам службы. При этом важно, что, как правило, ответственность за преступления против интересов службы устанавливается для руководителей различного ранга, а не для рядовых служащих. Таким образом, данная категория лиц, учитывая их особые полномочия, в случае совершения преступлений наносит непоправимый урон интересам службы, извращает ее смысл. С учетом этого предлагаю отказаться от различной уголовно-правовой оценки деяний должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, выделить в Особенной части УК раздел «Преступления против интересов службы», поместив в него одноименную главу.

Читайте также:  Можно ли сделать загранпаспорт без трудовой книжки в 2021 году

2. Понятием должностного лица наряду с уголовным правом оперируют нормы других отраслей права, в частности административного. Уголовно-правовое определение дается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, а административно-правовое в примечании к ст. 2.4. КоАП РФ. Однако формулировки данного определения существенно отличаются. Во-первых, в примечании 1 к ст. 285 УК речь идет о выполнении «управленческих» функций в государственных и муниципальных учреждениях, а в примечании к ст. 2.4. КоАП говорится о любых государственных и муниципальных организациях, например, государственном унитарном предприятии. Хотя по УК России лицо, выполняющее соответствующие функции в таком предприятии, считается субъектом преступлений, предусмотренных гл. 23. Во-вторых, определение представителя власти является составной частью определения должностного лица и, кроме того, оно не идентично уголовно-правовому понятию данного субъекта. В-третьих, далее в этом примечании указывается, что «совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное». Должностное лицо — участник властных правоотношений, базирующихся на нормах административного права. Н.С. Лейкина справедливо указывала: «Уголовное законодательство, определяя понятие должностного лица и устанавливая уголовную ответственность последнего, исходит из статуса должностного лица, установленного административным правом. Правомочия должностного лица, его права и обязанности устанавливаются не уголовным законодательством» [2]. Это лишний раз подчеркивает, что уголовное право не может использовать термин должностного лица в иной интерпретации. В Федеральном Законе «О рынке ценных бумаг» в ст. 10.1. «Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг» речь идет о должностном лице, но опять-таки не в смысле, используемом в УК России [3]. Более того, в ней должностными называются лица, которые по УК считаются выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях. Считаю, что подобный подход является необоснованным. На мой взгляд, понятие должностного лица в законодательстве должно иметь универсальный характер, и его определение должно быть идентичным. В конечном итоге это будет способствовать большей четкости законодательства, повышению уровня межотраслевого согласования и единообразию судебной практики, что весьма важно.

3. «Совершение юридически значимых действий» не может являться одним из альтернативных признаков должностного лица, хотя некоторые специалисты считают иначе [4]. Эта позиция особенно популярна среди представителей административно-правовой науки, учитывая это, многие криминалисты предлагают такой признак ввести в определение должностного лица в уголовном праве. В первую очередь необходимо исходить из того, что речь идет об «управленцах». Указанный выше признак не позволяет четко отграничить должностных лиц, характеризует деятельность любого служащего, поэтому реализация данного предложения приведет к необоснованному расширению круга должностных лиц.

4. Проведенное мною изучение уголовных дел о преступлениях должностных лиц свидетельствует о том, что судами нередко допускаются ошибки, которые, в частности вызываются отсутствием легального определения административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций. Так, Анискин С.В. — младший инспектор отдела режима и охраны Учреждения ИЗ 54/1 г. Оренбурга в целях сбыта осужденным наркотических средств пронес их на территорию исправительной колонии, где и был задержан. В приговоре указано, что Анискин С.В. «отнесен к должностным лицам, наделенным организационно-распорядительными полномочиями, в связи с которыми пресекает преступления среди осужденных, следит за выполнением осужденными правил режима и внутреннего распорядка. То есть он является представителем власти» [5]. В другом случае, Толстых Ю.В. и Краснов А.Ю. — оперативные уполномоченные уголовного розыска Дзержинского РОВД г. Оренбурга в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении Наливкина В.А. и Вязикова С.В., превысив должностные полномочия, применили насилие к Наливкину В.А., причинив ему тяжкий вред здоровью. В приговоре суд указал, что Краснов и Толстых, являясь работниками уголовного розыска, обладали организационно-распорядительными функциями [6]. Очевидно, что судом допущена ошибка в интерпретации прав, предоставленных оперативным уполномоченным уголовного розыска, как относящихся к организационно-распорядительным функциям. Толстых и Краснов выполняли функции представителей власти, ибо были наделены распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

Кроме того, поскольку выполнение функций представителя власти — один из признаков, характеризующих должностное лицо, постольку его законодательную дефиницию целесообразно изложить в рамках единого определения этого специального субъекта преступления. На мой взгляд, определение должностного лица может выглядеть так:

«Должностными лицами признаются лица постоянно или временно занимающие в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением:

а) организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных по службе лиц;

б) административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
в) функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности;

г) а равно лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию».

Более полное определение должностного лица будет способствовать применению норм УК России о должностных преступлениях в точном соответствии со смыслом действующего законодательства и послужит четким ориентиром судебно-следственной практике.

Объективный аспект посягательств

Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.

В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.

Читайте также:  Пошаговая инструкция по дарению квартиры в 2023 году: образец договора

Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.

Представители власти: классификация

Как отмечено выше, понятие должностного лица в уголовном праве предусматривает наличие такой составляющей, как представитель власти. То есть к нему относятся люди, наделенные компетенцией по осуществлению функций органов судебной, представительной властей и законодательной. Сюда же относятся сотрудники любых правоохранительных органов или органов, осуществляющих контроль и надзор. Основной особенностью является право принимать решения, исполнение которых обязательно не только для тех, кто находится в подчинении должностного лица, но и для всех граждан, независимо от того, работают они в той или иной структуре или нет.

Представитель власти является первым из двух видов должностных лиц в уголовном праве. Вторым является лицо, у которого есть специальное полномочие или разного рода функции, описанные далее.

Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.

Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям

Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина. Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» – с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» – адвокат по должностным преступлениям.

Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:

  1. Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно. Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства. Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание.
  2. Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния. Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее. А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.
  3. Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».
  4. Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой лицо по сути принуждается к совершению преступления, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица – граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Ответственность должностных лиц

Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.

В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств – должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.

В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства. При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.

Понятие должностного лица в уголовном праве

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

ции в государственных органах,органах местного самоуправле-ния, государственных и муниципальных учреждениях, государст-венных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других вой-сках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющиеадминистративно-хозяйственные функции в тех же органах,Отечественное право не содержит единого понятия должно-стного лица. Уголовно -правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст.

285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан: (я думаю понятие которое ты назвала будет достаточно я там разберусь) просто можешь сказать ) а) лица, осуществляющие функции представителя власти;3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *