ОТЛИЧИЯ ИНВАЛИД ДЕТСТВА И ИНВАЛИД С ДЕТСТВА И РЕБЁНОК-ИНВАЛИД.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОТЛИЧИЯ ИНВАЛИД ДЕТСТВА И ИНВАЛИД С ДЕТСТВА И РЕБЁНОК-ИНВАЛИД.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Понятие «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

  • Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
  • Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
  • При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования.

Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

Читайте также:  Амортизация ноутбука в бухгалтерском учете

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к трудовой деятельности;

ж) способности к обучению.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Пособие по инвалидности для 3 группы

Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности III группы составляет 6044 рублей 48 копеек.

Заголовок таблицы

Категория получателей пенсии

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней

Инвалиды III группы

Без иждивенцев — 3 022 рубля в месяц

С 1 иждивенцем — 5 037 рублей в месяц

С 2 иждивенцами — 7 051 рубля в месяц

С 3 иждивенцами — 9 066 рублей в месяц

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент

Инвалиды III группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 4264 рубля 70 копеек в месяц

С 1 иждивенцем — 7107 рублей 83 копейки в месяц

С 2 иждивенцами — 9950 рублей 96 копеек в месяц

С 3 иждивенцами — 12794 рубля 09 копеек в месяц

(независимо от места жительства)

Инвалиды III группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 3696 рублей 07 копеек в месяц

С 1 иждивенцем — 6160 рублей 12 копеек в месяц

С 2 иждивенцами — 8624 рубля 16 копеек в месяц

С 3 иждивенцами — 11088 рублей 21 копейка в месяц

(независимо от места жительства)

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

Читайте также:  Расчет пособия по беременности и родам

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?

Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.

МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.

Как правило, перед комиссией нужно:

  • пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
  • сдать анализы крови и мочи;
  • возможно потребуется ЭКГ.

После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.

Какие заболевания у людей с III группой

Лица, у которых третья группа, имеют в анамнезе постоянные функциональные нарушения в работе организма средней степени тяжести. Примером может стать неспособность ориентации, паралич кисти, глухота и так далее. Это может быть результатом заболевания или врожденным дефектом, но результат один – человек имеет умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и работоспособности. Читайте про размер пенсии при инвалидности 3 группы.

Эта рабочая группа инвалидности, способна самостоятельно позаботиться о себе без посторонней помощи. Но они нуждаются в помощи и защите со стороны соцслужб. Эти люди имеют право на Бесплатное использование пассажирского и пригородного транспорта. Какие положены льготы пенсионерам по старости узнайте по этой ссылке.

Как определить группу инвалидности

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию.
Критерии установления 1 группы инвалидности:
— неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
— неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
— неспособность к ориентации (дезориентация);
— неспособность к общению;
— неспособность контролировать свое поведение.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности.
Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребенка-инвалида.
Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности.
Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:
— первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;
— второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.
В медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:
— необходимость пребывания ребенка в специализированном детском учреждении;
— обучение на дому или в специальном учреждении;
— обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;
— необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;
— комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18-ти лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.
Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.
Дети-инвалиды имеют льготы:
— 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;
— дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);
— детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;
— дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;
— дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди;
— семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% ( в общественном жилом фонде).

Читайте также:  Устранение засоров канализации: 3 простых способа прочистить трубы

Государственная социальная помощь инвалидам с детства

Если ответ комиссии не устраивает заявителя, то он направляет жалобу в главное бюро МСЭ. Если снова выносится отказ, то придется обращаться в суд. Если не присвоена бессрочная группа, то 1,2 или 3 группы придется периодически подтверждать. Так, лица с первой группой проходят переосвидетельствование один раз за два года, а вторая и третья пересматриваются раз в год.

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Копия трудовой, заверенная на работе.
  3. Амбулаторная карта.
  4. Выписки из всех медучреждений.
  5. Направление на экспертизу по форме 088/у-06.
  6. Заявление о проведении экспертизы.
  7. Характеристика условий работы от работодателя.
  8. СНИЛС.
  9. Документы о текущей деятельности: справка что работает или что безработный, больничный по уходу за ребенком инвалидом, акт о производственной травме.

Критерии для оформления группы

Поводом для направления ребенка на комиссию может стать один из видов стойких расстройств функции организма при следующих патологиях:

  • нарушения языковых функций, голосообразования, устной или письменной речи;
  • поражения одной из сенсорных функций (любого вида чувствительности, стойкий болевой синдром, снижение или утрата слуха, зрения, обоняния);
  • расстройства психики с нарушением эмоций, восприятия, представления, сознания, интеллекта, памяти, способности к ориентации в пространстве;
  • нарушения со стороны взаимодействия нервной системы и опорно-двигательного аппарата, приводящие к невозможности адекватно координировать движения, удерживать тело в вертикальном положении, совершать движения;
  • нарушения при каких-либо физических уродствах, в результате которых у ребенка появляются грубые деформации головы, тела, конечностей, нарушаются размеры и пропорции тела, есть аномальные отверстия пищеварительного тракта, органов дыхания или мочевыделительной системы.

При грубых нарушениях, не поддающихся достаточной коррекции, группу инвалидности ребенку оформляют в раннем возрасте. Также заболевания возникают или прогрессируют в ходе роста и развития, в результате травм и аварий. В этом случае оформление группы и пенсии по инвалидности происходит после проведения реабилитационных мероприятий и возможно даже перед совершеннолетием.

Статус «инвалид с детства» можно получить в любом возрасте. Для этого необходимо, чтобы ребенок имел группу инвалидности сроком от 1 года, вне зависимости от того, была ли она подтверждена при последующих переосвидетельствованиях.

Законодательство РФ, связанное с инвалидностью

  • Правила признания лица инвалидом Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»).
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317).
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 317 «О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития российской федерации от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 № 6630).
  • Разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17) (с изменениями от 29 апреля 2005 г.)
  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ № 906н от 17 ноября 2009 г. «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Приложение к приказу № 906н.
  • Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О ветеранах“ и статьи 11 и 11.1 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“»).
  • Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (РФ) от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.).
  • Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» (РФ) от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.).
  • Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“» от 8 декабря 2010 г. № 345-ФЗ.
  • Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *